Первый квартал 2016-го года показывает рост продаж на автомобильном рынке, по сравнению с прошлым годом. При этом цены на машины в Украине, как говорят эксперты, непосредственно зависят от курса национальной валюты.
Сегодня.ua выяснял, что повлияет на автомобильный рынок в этом году, и почем будут продавать машины.
Стабилизация на рынке: до докризисного периода еще далеко
- Можно говорить скорее о стабилизации ситуации, – рассказывает директор по маркетингу группы компаний "АИС" Сергей Боровик. – Высокий процент роста рынок показал по причине низкой базы для сравнения. В абсолютных значениях по итогу марта 2016-го мы имеем всего около 5 000 новых легковых авто против 15 000 двумя годами ранее.
Продажи АИС, отмечает эксперт, выросли вместе с рынком в полтора раза (+52%). По предварительным данным ассоциации "Укравтопром", в марте 2016 года на украинских заводах было произведено 305 автотранспортных средств, что на 29% меньше результата прошлогоднего марта и на 70% больше показателя февраля этого года. В общем объеме автопроизводства большую часть составили легковые автомобили, которых было произведено 254 шт. (+71,4% к февральскому показателю и -16,2% к марту прошлого года).
Импортные машины могут подешеветь: когда и на сколько
1 января Украина в рамках соглашения о Зоне свободной торговли отменила пошлины на товары из Европейского союза. Как рассказала директор по научной работе Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультацій Вероника Мовчан, с целью защиты украинского автопрома, пошлина на европейские иномарки сохранится. Только со второго года действия ЗСТ (с 2017-го), ее начнут снижать на 1% ежегодно.
Но даже со следующего года, когда пошлины на машины из ЕС снизят на 1%, будет действовать квота в размере 45 тысяч автомобилей. Если европейские автопроизводители будут продавать больше машин, чем предусмотрено квотой, за каждую следующую иномарку придется платить пошлину в полном объеме.
- ЗСТ предусматривает и пошлины на те автомобили, которые производятся в Украине и могут экспортироваться в Европейский Союз. Это будет мешать любому производителю, потому что автомобили, собранные в Украине, будут неконкурентоспособными на рынке ЕС, – говорит директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Украинцы изменений в ценах на европейские машины не почувствуют и через несколько лет. Стоимость новой машины формируется из цены завода-изготовителя, сбора при первой регистрации, НДС, акцизного сбора, пошлины и отчисления в пенсионный фонд. Для европейских производителей изменится всего лишь одна составляющая цены – пошлина. При этом меняться она будет медленно. На данный момент размер пошлины для автомобилей составляет 10%, соответственно, через два года будет 9%. Учитывая девальвацию гривны, украинцы изменений не почувствуют.
Кроме того, с 1 января запрещен ввоз автомобилей, не отвечающих экологическим требованиям стандарта Евро-5, который стал обязательным в Европе с сентября 2009 года. А, как отмечают эксперты, автомобили, соответствующие этому стандарту, стоят дороже.
Напомним, Евро-5 – экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, обязателен для всех новых грузовых автомобилей, продаваемых в Евросоюзе, с октября 2008 года и для всех легковых авто – с 1 сентября 2009 года. Нормы по выбросам: СН до 0,05 г/км, CO до 0,8 г/км и NOy до 0,06 г/км.
Арсений Яценюк, который вчера подал в отставку с поста Премьер-министра Украины, 6 апреля поручил Минфину, Министерству экономического развития и торговли и Государственной фискальной службе подготовить проект закона об отмене импортной ввозной пошлины на б/у автомобили. В результате такие машины могут подешеветь сразу на 10%.
Соответствующее решение должно распространяться на все бывшие в употреблении автомобили, кроме авто происхождением из Российской Федерации.
Законопроект должен быть вынесен на внеочередное заседание Правительства для дальнейшего направления в Верховную Раду.
Как говорит Сергей Боровик, цены на машины привязаны к курсу гривны.
- Цены четко привязаны к курсам валюты страны поставки. Как поведет себя гривна, доллар, Евро, рубль – так и будут меняться цены. Последние годы и месяцы они росли. Исключение составлял импорт из РФ. Когда падал рубль – цены на авто из РФ падали. В начале 2016, когда начались поставки некоторых иномарок, производимых в РФ – цены на них также существенно упали, – говорит эксперт.
Смогут ли электроавтомобили вытиснуть традиционные машины
- Самые популярные электромобили сейчас – Tesla и Nissan Leaf,- рассказывает Директор компании "Эко Драйв" Вадим Игнатов. Всего в Украине 693 владельца электроавтомобилей, 495 из них ездят на автомобилях Nissan Leaf.
Анастасия Пахомова ездит на Nissan Leaf уже 4 месяца. Девушка уверена, электрический автомобиль не только дешевле, но и безопаснее для окружающей среды. Впрочем, существенный недостаток такой машины – маленький пробег. Через 160 километров автомобиль придется снова заряжать.
- Это удобно, безопасно, тихо, экологично. Из минусов, для кого-то это минус, – количество километров пробега. Для меня 160 километров в день более, чем достаточно. Ночью я заряжаю автомобиль от специальной зарядной станции. За 4 месяца дома я зарядила автомобиль на 412 киловатт электроэнергии. Можно посчитать, сколько денег я сэкономила. За 4 месяца мой автомобиль проездил 9 с копейками тысяч километров, – рассказывает Анастасия.
В начале апреля состоялась презентация нашумевшей модели электромобиля Тесла 3. Стартовая заводская цена составляет 35 тысяч долларов, что примерно вдвое дешевле самой доступной версии хэтчбека Tesla Model S. Машина будет оснащаться батарей с запасом хода 346 км, уже в базовой версии получит автопилот для езды по автомагистралям и сможет разгоняться за 6 секунд до 100 км/ч. При этом в компании отмечают, что к моменту запуска Model 3 в производство в 2017 году емкость батареи, скорее всего, будет увеличена и появятся более продвинутые версии.
Впрочем, Вадим Игнатов отмечает: "Нельзя говорить, то электрические автомобили могут потеснить классические. На самом деле, при нынешнем развитии технологий, экологический транспорт остается уделом энтузиастов. Я думаю, свою нишу транспорт займет в ближайшие несколько дней. Сейчас каждый год выпускаются новые модели. Эта ситуация может произойти в ближайшие время. По моим подсчетам, такого транспорта будет не больше 10%".