С сентября в городе должна заработать новая пассажирская автотранспортная сеть, на которую должны выйти новые фирмы-перевозчики. При этом самые "лакомые" маршруты в Днепропетровске достались... одесситам. В горсовете, который от имени горожан является заказчиком перевозок, нам обещали высокий класс обслуживания, отказ от переделанных грузовых "Спринтеров" и новенькие большегрузные автобусы. Откуда автобусы? Из Одессы, наверное. А есть они у одесситов? Вот в этом-то и весь вопрос, пишет журналистка Ольга Юдина.
"Я подхожу к конечной остановке автобуса 204-го маршрута сообщением Днепропетровск - Новомосковск. Этот маршрут в начале года выиграло на конкурсе одесское автотранспортное предприятие "Севертранс", пообещав новенькие большегрузные автобусы. Но к остановке подъезжает старенький, помятый временем "Спринтер".
- А что? Я тут всего месяц работаю, пришел, мне дали "Спринтер", - говорит, заметно нервничая, водитель. - Здесь одни "Спринтеры" ездят. Правда, есть еще и "Богдан", но один.
Стоящий рядом водитель другого маршрута ударяет кулаком по своему автобусу "БАЗ" и обращается ко мне.
- О, вы слышали? Мы, чтобы этот конкурс выиграть, новые автобусы купили, уйму денег потратили. А эти "победители" на "Спринтерах" ездят! - зло говорит он. - Это честно?
Обещая большие автобусы, "Севертранс" победил на конкурсе днепропетровское АТП-11231, которое обслуживало этот маршрут "Богданами". Да, новенькие "БАЗы" с одесскими номерами и нашлепками "Программа губернатора "Обновление подвижного состава" вышли на маршрут. Но уже через месяц пропали. Сначала их заменили заметно постаревшие автобусы с госномерами Днепропетровской области. А сегодня на маршруте остались только старые "Спринтеры". При этом автобусы АТП-11231, признанные конкурсным комитетом "менее новыми", простаивают без дела. Эта ситуация и есть "визитная карточка" схемы захвата рынка, отработанная бизнесменами из Одессы при содействии чиновников местных ОГА и горсоветов Украины.
- Нам неважно, местные они или нет. Нам важно, чтобы наши горожане ездили с комфортом! А "Севертранс" закупает новый подвижной состав, - так мотивируют свой выбор организаторы днепропетровского конкурса на право осуществления пассажирских перевозок.
Одесситы в Днепропетровске
2 августа в Днепропетровске состоялся конкурс перевозчиков на городских маршрутах. Ему предшествовала полуторагодичная разработка новой транспортной сети. Зачем вдруг понадобилась новая сеть? Местные перевозчики уверены: лепили ее под победителей будущего конкурса, готовя ему самые денежные маршруты. В частности те шесть, которые достались одесскому "Севертрансу". И такой вот смешной нюанс. Конкурсанты получают дополнительные баллы, если обслуживали этот маршрут ранее. По версии местных перевозчиков, чтобы такие баллы не ставить, некоторым маршрутам... поменяли номера. А многие лакомые маршруты удлинили или укоротили на пару кварталов.
Давайте немного познакомимся с компанией, которая будет работать на самых людных маршрутах.
Водители днепропетровской версии "Севертранса" не прочь опрокинуть рюмку перед выходом на трудовую вахту. Это не мы утверждаем, а областная ГАИ в официальном письме:
"Медицинский контроль проверки состояния здоровья водителей перед выездом на линию осуществляется не на надлежащем уровне. В текущем году был выявлен факт допуска к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Должностное лицо предприятия привлечено к административной ответственности".
Далее гаишники дотошно перечисляют остальные нарушения одесситов на нашей территории: "Севертрансом", к примеру, не были предоставлены документы, подтверждающие оформление трудовых отношений с водителями. В текущем году ГАИ было выявлено 2 факта вождения автобусов без удостоверения водителя, 1 факт - без страхового полиса, 4 факта - без лицензионной карточки, и 2 факта вождения автобуса водителями, не имеющими водительского удостоверения в принципе.
Мало того, что автобусы "Севертранса", как установило ГАИ, отстаиваются вне положенного места (во дворах?), так еще за первую половину 2013 года было выявлено 25 (!) фактов эксплуатации автобусов с техническими неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, и 10 фактов непрохождения обязательного технического контроля (а где же те самые "девятибалльные" механики?). Но и это еще не все. Было выявлено 515 (!) нарушений ПДД водителями "Севертранса", 123 факта отклонения от маршрута и факты непрохождения водителями послерейсового медицинского контроля.
"За нарушение транспортного законодательства в органы прокуратуры и заказчику перевозок было направлено три письма касательно принятия мер реагирования, - пишет начальник ГАИ области Николай Вовчук. - Было направлено представление и в управление Укртрансинспекции для принятия мер".
Меры "приняли" - начислили "Севертрансу" максимальное количество баллов в конкурсе. Кстати, очень хитро обошли коварный пункт условия конкурса, который требует снимать баллы за совершенные перевозчиком ДТП. У днепропетровских фирм ДТП, естественно, есть, у кого - больше, у кого - меньше. А у "Севертранса" - вообще нет, поскольку они в Днепропетровске... еще не ездили. Не мешало бы запросить результаты их "безаварийной" езды в Одессе (там только по реестру судебных решений по фактам ДТП множество). Но не запросили. А и правда, зачем?
Летающие автобусы
К количеству машин, которые помогли одесситам выиграть на городском конкурсе в Днепропетровске, вопросов у конкурсного комитета, судя по бумагам, не возникло. Но есть вопросы к возрасту автобусов - только 40 из них "свеженькие", 2012-2013 годов выпуска, плюс 3 машины 2010-2011 гг. Остальные - довольно пожилые: 25 - 2008 года, 21 -2007-го, 17 - 2006-го, есть и ветеран 2005 года. На наш областной конкурс одесситы, к слову, выставлялись исключительно новыми машинами. А здесь, видимо, решили и не заморачиваться.
Кстати, одесситы отработали и новую тактику - примерно половина поданных на конкурс машин имеет днепропетровские номера (ранее выставлялись машины исключительно с одесскими номерами). О чем это говорит? Рассказываю. Несколько первых попавшихся и проверенных по базе машин "Севертранса" раскрывают схему. Ранее эти автобусы имели лицензионные карты, выданные днепропетровским юрлицам. А накануне конкурса старые лицензии были аннулированы и переоформлены на "Севертранс" в Одесской области. Специалисты отрасли утверждают, что эти автобусы просто "одолжили" для конкурса, а после вернут законному владельцу.
Но и это не самое главное. Главное - в том, что автобусы-победители уже давно и плодотворно работают в других городах. К примеру, 22-местная"РУТА" 2013 года выпуска, приспособленная для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями (это добавляет баллов на конкурсе), согласно договору от 5 июля текущего года, заключенному с криворожской мэрией, работает в Кривом Роге.
А сразу 17 солидных 28-местных "БАЗов", украсивших выставленный на конкурс в Днепропетровске подвижной состав, 21 мая текущего года, по информации Одесской ОГА, успешно трудятся на приморских дорогах.
- Что, и у вас этими автобусами выиграли конкурс? Серьезно? - сначала хихикнули в Одесской ОГА. Потом серьезно добавили: - Ну что сказать, есть такая дыра в законодательстве, перевозчики этим пользуются. А вообще, ваши организаторы, конечно, перед конкурсом должны были поинтересоваться в других областях, где именно сегодня находятся эти машины. Это ведь не секрет. И если на маршруте ходят "Спринтеры", то это нарушение. Следить же за этим нужно! У нас такое не допускается. Кто вам доктор?
Доктора у нас нет. У нас и заказчики перевозок все как на подбор люди доверчивые и наивные. И подрядчики с секретом.
А день 2 августа должен войти в Книгу рекордов Гиннесса. Именно в этот день одни и те же 60 автобусов "Севертранса" выиграли... сразу два конкурса перевозчиков - городской и областной. И вот это уже не шутки. Это или симптомы профнепригодности ответственных чиновников, или откровенный сигнал о коррупции.
А король-то голый!
Днепропетровский городской конкурс перевозчиков вообще получился крайне интересным. Даже не будем акцентировать внимание на том, что по большинству лотов победитель был определен автоматически. В день оглашения результатов (а не ранее, как того требует процедура) многим перевозчикам сообщили, что к конкурсу их ввиду разных причин (в основном из-за неподходящих автобусов) вообще не допустили. На многие маршруты осталось по одному претенденту-победителю. Протоколы конкурса, к слову, участники не получили до сих пор (спустя месяц!), что, по сути, является лишением их возможности реализовать свое право на судебную защиту.
Дело в другом - на конкурсе разыгрывались несуществующие маршруты! Конкурс вообще нельзя было проводить! Согласно постановлению Кабмина 2005 года о порядке разработки и утверждения паспорта автобусного маршрута, объектом конкурса является маршрут, разработанный заказчиком перевозок. На каждый маршрут должен быть подготовлен и согласован с ГАИ паспорт, включающий в себя, в том числе, схему движения машин. Так вот сегодня у горсовета нет ни одного согласованного с ГАИ паспорта маршрута.
- Почему они провели конкурс, если не готовы паспорта маршрутов? Это нарушение. Паспорта должны быть готовы до конкурса, - говорят в городской ГАИ. - И не последнюю роль в этом нарушении играет то, что с согласованием могут возникнуть большие проблемы.
В ГАИ считают, что, по-хорошему, маршруты, проходящие через железнодорожные переезды, вообще не стоило бы выставлять на конкурс.
- Переезды не оборудованы в соответствии с требованиями, и их владелец на себя ответственность за возможные ДТП брать не будет, а значит, и маршруты не согласует, - говорят в ГАИ.
Сегодня в Днепропетровске шесть таких необорудованных переездов. Через три проходят выигранные "Севертрансом" маршруты. Насколько известно, областное управление ГАИ не подписывает паспорта маршрутов, проходящих через переезды, пока не получит одобрение прокурора. Это стало хоть и временной, но нормой после трагедии в Марганце, признанной катастрофой всеукраинского масштаба. Тогда на переезде столкнулись пассажирский автобус и поезд, погибли люди.
Как городские чиновники пошли на прямое нарушение закона, одному богу известно. Спешили раздать маршруты "правильным" перевозчикам? Надеялись на авось?
Эпилог
В Киеве весной местные перевозчики не выдержали прессинга одесситов и провели митинг с однодневной забастовкой. Тысячи пассажиров в тот день не смогли добраться на работу и домой. В разборки вмешалась киевская областная прокуратура, заставив конкурсный комитет пересчитать баллы. И сегодня "Севертранс", решивший вновь попытать счастья на конкурсе в столичной области, схлопотал ноль баллов от конкурсного комитета, приехавшего проверить наличие автобусов, которые одесситы указали в конкурсном предложении. Киевляне поняли, в чем заключается опасность, и предупредили её.
Днепропетровскую ОГА и днепропетровский горсовет я полгода назад поставила в известность о том, как и с нарушением каких законов "Севертранс" побеждает на конкурсах перевозчиков. Наша власть сделала вид, что не услышала и не поняла. Ну что ж, в таком случае ждем реакции прокуратуры. Надеюсь, она прочистит ответственным чиновникам и уши, и память...