При этом оно не только не уступает в принципиальности киевско-донецкому соперничеству, но и значительно превосходит его по силе недоброжелательности и откровенной неприязни к оппоненту.
В 90-х, когда внутренние украинские соревнования практически не привлекали к себе внимания и были эдаким придатком к еврокубкам, внимание днепропетровско-харьковскому противостоянию практически не уделялось, и основная масса болельщиков, сформировавшихся в это время, вообще не знала о том, что существуют какие-то принципиальные отношения между днепрянами и "металлистами".
К тому же это был весьма неудачный период для "сине-желтых", которые немало времени провели в первой лиге.
И даже, когда в начале очередного столетия и одновременно тысячелетия в Украине начал резко расти интерес к родному чемпионату, старая вражда все еще дремала, ибо команды находились в разных весовых категориях.
О противостоянии уже вспомнили ультрас, движение которых как раз в конце 90х – первой половине 2000-х переживало резкий подъем вместе с ростом уровня внутреннего первенство.
Однако для широкого круга отечественных поклонников футбола тема "Металлист" - "Днепр" по-настоящему открылась лишь, начиная с сезона 2005/2006, перед началом которого харьковчан возглавил Мирон Маркевич. Именно тогда "сине-желтые" начали стремительно превращаться в одну из главных сил высшей лиги, вступили в прямую борьбу с днепропетровцами за бронзовые медали и путевки в еврокубки – и вдруг выяснилось, что, оказывается, эти команды уже давным-давно друг друга на дух не переносят.
Их матчи тут же обрели не только турнирное значение, но и превратились в настоящую точку кипения, в место, где воздух становится плотным от царящего напряжения, а газон под ногами футболистов готов вот-вот пойти огнем без всяких спичек.
Более того, несколько последних сезонов это противостояние нередко смотрится на порядок интереснее, чем опостылевшее "классико", где футбола и зрелищности становится все меньше, зато полным-полно скандалов и откровенной подлости.
Поединки "Днепра" и "Металлиста", хоть и тоже очень далеки от атмосферы мирного чаепития двух закадычных друзей, продолжают сохранять в себе Игру. И лишь меньшая турнирная значимость (все-таки борьба за "бронзу" и борьба за звание лучшей команды страны – это, как говорят в Одессе, две большие разницы) оставляет эти встречи на втором месте национального рейтинга.
Но та пропасть, которая пролегла между "Динамо" и "Шахтером" и стремительно увеличивается, грозит отодвинуть их схватки на второй план. И тогда титул "классико" наверняка перекочует куда-то в пространство между Харьковом и Днепропетровском. Титул настоящего отечественного "классико".
Впрочем, о дне сегодняшнем мы еще успеем поговорить. Сейчас же давайте смахнем пыль (только отвернитесь, чтобы в нос не попала, а то чихать будете) с хрестоматии времен и выясним, что же заставило разругаться вдрызг Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем… простите "Металлист" с "Днепром".
Многие полагают, что вражда была посеяна не так давно, в 1990 году. Существует немало версий, которые относят корни принципиального противостояния к слою земли под номером "1983". Правы и те, и другие. И одновременно не прав никто из них.
Напряженность в отношениях этих команд и даже городов в целом (в футбольном смысле, разумеется), как это нередко бывает, зарождалась в несколько этапов.
Первый клин между Харьковом и Днепропетровском был вбит еще в конце 30-х годов минувшего века. И забивали его в Москве. Дело в том, что к тому момент в СССР существовало сразу четыре различных футбольных лиги, каждая из которых разыгрывала свое первенство.
Да-да, речь идет не о дивизионах, подчиненных иерархической структуре, а именно о четырех параллельных чемпионатах. В столице резонно решили, что пора это безобразие прекращать и создавать полноценное единое первенство всей страны. Вот только формировали эту общую лигу то ли, как Бог на душу положит, то ли по каким-то представлениям, далеким от спортивных.
Впрочем, подобное в те времена встречалось достаточно часто, и далеко не только в Союзе…
В общем, место в новообразованном первенстве получили две команды из Харькова (возможно, причина была в том, что этот город лишь незадолго до того утратил статус столицы УССР), в то время как днепропетровская "Сталь" (бабушка "Днепра"), игравшая с обоими харьковскими коллективами в одной лиге и опередившая в таблице и тех, и других, оказалась за бортом нового чемпионата.
Такая несправедливость вызвала совершенно объяснимую обиду в Днепропетровске. Вскоре началась война, и всем стало не до футбольных разборок, но неприятный осадок и косые взгляды остались.
Ответ последовал больше, чем через сорок лет. Неизвестно, был ли он вообще как-то связан с довоенными событиями.
В 1983 году в СССР начали зарождаться и обретать массовость бойни между фанатами, информацию о которых (и о бойнях, и о самих фанатах) в Советском Союзе всеми правдами и неправдами скрывали, так что основная масса любителей спорта даже не подозревала о существовании этих движений. Но они отнюдь не были призраками, что прекрасно ощутили на себе фанаты из Харькова, прибывшие на матч в Днепропетровск.
По слухам, харьковчане понятия не имели о готовящейся акции и к нападению со стороны местных фанов были попросту не готовы.
В результате гостям из первой столицы досталось по первое же число, что, естественно, мгновенно распалило факел вражды. В Днепропетровске, в свою очередь, тут же припомнили старую обиду, что стало, по сути, объявлением военного положения.
Но сама война началась чуть позже. В 1991 году разыгрывался очередной чемпионат СССР, и тогда еще мало кто знал, что он станет последним в истории. На финише чемпионата жаркая борьба развернулась не только на вершине таблицы, но и в ее подвале.
Так уж сложилось, что судьба "Металлиста", бившегося за место под высшелиговским солнцем, оказалась в том числе в руках "Днепра". Днепряне завершали сезон матчами против "Памира" и "Пахтакора", причем оба этих поединка проходили на "Метеоре" (этот стадион долгие десятилетия был вотчиной днепропетровцев и лишь недавно уступил место "Днепр-Арене").
Харьковчане в двух последних турах одержали победы (в том числе и над ЦСКА, который, на секундочку, стал чемпионом), то есть справились со всем, что от них зависело. Для того чтобы "сине-желтые" не завершили чемпионат в зоне вылета, им необходимо было лишь еще одно небольшое условие – победа или даже ничья "Днепра" в одном из его матчей с гостями из Средней Азии. Но днепропетровцы уступили и таджикам, и узбекам, не протянув руку помощи соотечественникам.
При этом ходили упорные слухи, что футболисты и тренеры "Днепра" после этих поражений стали значительно богаче. Разумеется, ничья вина так и не была доказана, и мы наверняка так и узнаем, были ли эти сплетни отражением правды или просто чьей-то выдумкой. Более того, никуда "Металлист" в итоге не вылетел.
СССР отправился в небытие, а в новообразованной высшей лиге чемпионата Украины нашлось место и для днепропетровцев, и для харьковчан. Но поклонников "сине-желтых" все это уже не волновало. Они знали одно: их подставили, подставили за деньги.
Такое простить нельзя. Это была уже самая настоящая ненависть. Из Днепропетровска на нее с радостью ответили, там и так "хорьков", как любят именовать игроков и болельщиков "Металлиста", к тому времени не любили и в любой момент могли припомнить 30-е. Взаимная аллергия пришла из недр организма, вероятно, навсегда…
Впрочем, как я уже говорил, падение Союза и вызванные этим волны, накрывшие абсолютно всех, на время отодвинули противостояние куда-то на задворки жизни. Но между этими командами и городами случилось слишком много черного, чтобы время было способно погасить неприязнь. Это стало очевидно в сезоне 1993/1994, когда встреча "Днепра" и "Металлиста" завершилась массовой дракой на трибунах, едва не обернувшей многочисленными жертвами. Никто ничего не забыл… Тем более что к тому времени "сине-желтые" сумели в некотором роде отомстить за события 91-го.
В чемпионате 92/93 обыграл "Днепр" на своем поле и позволил тем самым "Динамо" оторваться от днепропетровцев, которых возглавлял Николай Павлов, на расстояние одной виктории.
В следующем туре днепряне догнали "бело-голубых" за счет победы в очной встрече, после чего выиграли два оставшихся матча, но им это не помогло – "Динамо" также праздновало успех в последних турах. При равенстве очков у двух претендентов на чемпионство в те времена ни о каком "золотом матче" никто и не заикался, так что в силу вступили дополнительные показатели, а по первому из них – разнице мячей – у киевлян был огромный перевес (да-да, не удивляйтесь – именно в том сезоне борьба за титул впервые шла до последнего тура, а вовсе не в чемпионате 2000/2001, как считают многие).
Так что можно сказать, что именно "Металлист" лишил "Днепр" чемпионского титула, о котором днепропетровцы с тех пор могут только мечтать. Еще одна капля в чашу обид и ненависти.
Как я уже отмечал выше, когда в конце 1990-х ожили ультрас, они прекрасно помнили, кто кому враг, ну а в середине прошлого десятилетия противостояние Днепропетровска и Харькова на футбольной карте обрело полноценный масштаб всеукраинского дерби. Потому, когда у первых отобрали, казалось, гарантированное право проводить матчи ЕВРО и передали его вторым, в городе на Днепре все просто таки взвились.
Пошли слухи о том, что Ярославский (бывший президент "Металлиста") кого-то там подкупил, убедив тем самым принять решение в пользу первой столицы Украины. Оттуда ответили, что не вам, милые друзья, рассуждать о продажности. В общем, судьба, похоже, сама подкидывает дровишек в котел этой вражды. Ей, наверное, самой интересно за всем этим наблюдать. Что ж, судьбу можно понять.
Интересно, что, несмотря на такую принципиальность противостояния, президенты клубов, Александр Ярославский (бывший президент "Металлиста") и Игорь Коломойский, являются друзьями и бизнес-партнерами. А вражда не помешала легенде "Днепра" Олегу Протасову жениться на дочери Евгения Лемешко, одного из лучших тренеров в истории "Металлиста". Но болельщиков все это не касается.
Степень ненависти стала очевидна летом 2011 года, когда воспитанник "Динамо" Денис Олейник, проведший немало ярких матчей за "сине-желтых", но потерявший место в основном составе, перешел в стан "Днепра". Харьковские ультрас на одном из матчей сожгли плакат с изображением Дениса и поместили возле его имени недвусмысленную надпись "Иуда"…
Кстати, если говорить о войне баннеров, то самым известным является тот, который поклонники "Металлиста" вывесили в 2008 году на домашнем матче с "Днепром", проходившем на небольшом харьковском стадиончике "Динамо" (главная арена города была тогда закрыта из-за смены газона). Надпись, красовавшаяся на баннере, была проста до невозможности: "Дніпро" – лайно" (простите за выражение). При этом вместо буквы "о" харьковчане нарисовали эмблему "Днепра". Впрочем, известность этот баннер обрел именно за счет своей откровенной бесцеремонности, оригинальности же в нем, увы, было очень мало.
В общем, в отличие от соперничества двух наших пока что главных грандов, которое замешено в основном на борьбе за чемпионстве и нескольких громких судейских скандалах, днепропетровско-харьковская ненависть приготовлена из куда большего числа ингредиентов и выдержана в течение значительно более долгого времени.
И сейчас, учитывая смену хозяина "Металлиста", накануне очередной встречи, которая будет во многом определять, кто же реально готов отобрать у "Динамо" второе место и путевку в Лигу Чемпионов, все старые обиды и раны жгутся как никогда сильно.
Сергей Янков, ukrainefootball.net