Кардиохирург Сергей ныне спасает не только гражданских, но и военных. Дверь операционной за ним закрывается минимум дважды в день.
В Днепропетровской ОВА рассказали, что впервые за операционный стол мужчина стал 37 лет назад во время интернатуры. Сергей говорит, что было страшно и волнение появляется даже сейчас. Когда готовится к сложному пациенту, для которого хирургическое вмешательство – единственное спасение.
Кардиохирург рассказал, что есть специальная таблица, в которую вносят показатели пациента и затем она выдает процент риска. Он может быть, к примеру, 80%.
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе важнейшей информации
– Ты идешь в операционную и понимаешь, что вероятность того, что пациент выживет, очень мала. Но остается еще 20%. Разве ими можно пренебречь? – задает он риторический вопрос.
В настоящее время тяжелых пациентов стало еще больше, в том числе случаев инфарктов. Одна из причин – постоянный стресс. Другое – позднее обращение к врачу. По словам хирурга, уже прооперировали более тысячи переселенцев, приехавших из Харьковской, Донецкой, Луганской и Запорожской областей.
На операционном столе оказывались и люди с проникающими ранениями сердца – наши защитники. Сергей говорит, что таких случаев немного, но они сложные.
– У нас был 33-летний военный с огнестрельным осколочным ранением грудной клетки. Обломок прошел через легкое, затем сердце и застрял в жизненно опасном участке. Иногда этот кусок вражеского металла сложно найти. На рентгене ты его видишь. Заходишь в сердце и не находишь, потому что он прикрыт тканями, – вспоминает хирург.
Такие операции могут продолжаться от двух до пяти часов. Проводят их на открытом сердце, которое сначала останавливают. Пациент не дышит и становится холодным. Пока человека оперируют, работает аппарат искусственного кровообращения. После пациента согревают, включают сердце и дыхание.
Хирург отмечает, что спасение "раненых" сердец – не его личная заслуга. За каждую жизнь в операционной дерутся от пяти до семи специалистов. Это командная работа.
– Был у меня тяжелый пациент. После операции он каждый год приходит поздравить меня с Днем медработника. В этом году спросил у него, еще раз. Он говорит – в семнадцатый раз. Понимаете? Человек живет семнадцать лет! Когда ты это осознаешь, понимаешь, что не зря выбрал именно кардиохирургию, – резюмирует Сергей.