Единый номер: Украина перейдет на новый телефон экстренных служб

Единый номер для звонков экстренным службам Украина должна ввести до 2021 года. Как "Сегодня", такое обязательство страна взяла на себя, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС.


В чем суть

Суть идеи в том, чтобы перевести все экстренные службы на один номер.

Вместо номеров  101, 102, 103, 104 будет один - 112. В таком случае оператор единой системы сможет самостоятельно вызвать необходимую службу для помощи абонентам.


Зачем это нужно

Система "112" должна стать единым центром экстренного реагирования. То есть  службы смогут взаимодействовать, а управление будет осуществляться из одного центра. Сейчас они не работают сообща: если полиция выезжает на вызов, то отдельный вызов должен делаться и на скорую. Единый номер решает эту проблему и экономит время на спасение жизней.

- Примерно 30% украинцев теряются, на какой номер звонить при экстренных ситуациях. Проводился соцопрос, и люди за 10 секунд не могли назвать номер телефона той или иной экстренной службы, - отметил Станислав Гашпоренко, исполнительный директор ГО "Вызов 112".

Единая система "112" - это не только звонки. Появляется больше источников получения информации об экстренных случаях и чрезвычайных ситуациях. На улицах много камер видеонаблюдения, но их функции ограничены. В европейских странах все камеры наблюдения подключены к "112", таким образом экстренные службы быстрее отслеживают грабителей, преступников и пожары.


Почему номер "112" не работает полноценно

В Европе по номеру "112" можно вызвать любую экстренную службу: полицию, скорую или пожарную. Если набрать 112 в Украине, то вас перенаправят в пожарно-спасательную службу.

На теперешний момент только в пяти европейских странах нет единого номера экстренных служб, среди них и Украина.

В нашей стране первая попытка создать систему экстренного реагирования была осуществлена накануне чемпионата "Евро-2012". Тогда же приняли закон "О системе экстренной помощи населения по единому номеру 112". Но по факту он не работает, поскольку его технически невозможно реализовать, отметил Гашпоренко. Это касается переадресации вызовов и взаимодействия служб.

Решать проблему должно было госпредприятие "Центр общественной безопасности 112". Оно должно воплощать техническую часть сервиса. Но в 2016 году госпредприятие ликвидировали. При этом по закону предприятие выполняет свои функции.


Когда заработает

По факту закон о службе "112" есть, но он не рабочий. К 2021 году Украина должна ввести единую систему - это одно из условий Соглашения ассоциации с ЕС. Но на сегодня никакой стратегии введения "112" нет, говорит Гашпоренко.

- Чтобы создать такую комплексную систему в Украине, по нашим оценкам, потребуется не менее трех лет. В таком темпе работы мы можем не успеть выполнить наши обязательства... Чтобы создавать систему, нужно понимать, что у нас уже есть и как это работает. Для этого необходим комплексный технический аудит. Разговоры об этом идут с 2017 года, но аудит еще не проведен, - отметил Гашпоренко.

Основной орган, который отвечает за создание системы "112" - это Министерство внутренних дел.


Что сказали в МВД

В МВД ответили, что пока система "112" находится на этапе разработки технического проекта. С августа проводится тестовая эксплуатация системы экстренной помощи по номеру 112 на базе Службы по чрезвычайным ситуациям.

- По результатам проведения данной тестовой эксплуатации Системы "112" будет окончательно подготовлен проект создания и внедрения системы экстренной помощи по номеру 112, - сообщили в ведомстве.

В МВД подчеркнули, что в существующий закон о системе "112" надо будет вносить изменения. Они будут касаться организации модели экстренной помощи, функций диспетчерских служб, подразделений экстренной помощи, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

По словам начальника отдела внедрения деятельности службы "112" МВД Андрея Загорулько, планируется внедрение системы "112" до конца второго квартала 2024 года, а до конца 2025-го все экстренные службы интегрируются в одну систему.

Последние новости