Любовь в Екатеринославе: губернатор влюбился в крепостную, а куртизанка попала в гарем к султану

Кадр из фильма "Формула любви".

Социологи и психологи утверждают, что любовь в современном ее понимании появилась лишь в прошлом столетии. Но неужели в 19 веке не умели любить? Vgorode решил вспомнить самые невероятные истории любви времен Екатеринослава.


Губернатор Фабр тайно женился на крепостной

Андрей Фабр стал самым известным екатеринославским губернатором и немало сделал для нашего города. Правда, прославился он не только своими профессиональными качествами, но и чудачествами. Он покупал все, связанное с Египтом (даже мумий); годами подавал на стол один и тот же ананас и ходил по дому с зонтиком, потому что стеснялся попросить отремонтировать крышу. 

Самым удивительным поступком Фабра стала помолвка с крепостной, при том, что он уже ранее был женат. В 19 лет его обманом женили на 30-летней женщине, с которой он просто не стал жить. Официального развода он не получал. 

Уже став екатеринославским губернатором, Фабр влюбился в крепостную девку Меланью. Он выкупил ее у  знакомого и подарил ей вольную. У пары родился сын Павел. Историки предполагают, что ребенок умер не дожив до совершеннолетия. Сохранились лишь записи в церковной книге о крещении малыша и помолвке Андрея Яковлевича. На самом деле помолвка была довольно рискованным делом. Если бы о ней узнали в обществе, Фабру была бы навсегда закрыта дорога в высший свет.

Увлечения дворян крепостными не были редкостью по тем временам. Однако, такая любовь редко длилась больше месяца. Поэтому Фабр в данном случае –  исключение из правил, так как с Меланьей он прожил не менее 7 лет. Дальнейшая судьба их отношений точно неизвестна. Скорее всего, женщина умерла от болезни.

После смерти Меланьи Фабр решил построить сиротский приют. В отличие от большинства богачей Екатеринослава, он не играл в карты и не кутил. Жил, питался и одевался весьма скромно. Все сэкономленные деньги он складывал в сундук под кроватью. Кроме жалованья он получал еще и доход от 3 поместий в Крыму. 

В итоге губернатору удалось за 10 лет накопить около 200 тысяч карбованцев. Сумасшедшие деньги по тем временам! Все сбережения он пустил на создание сиротского приюта в Симферополе. Это было необычное заведение по тем временам. Детей в этом приюте содержали до 18 лет и каждому из них давали какую-нибудь ремесленническую профессию. То есть ребята потом могли себя прокормить. 

К сожалению, во время революции приют сожгли.

Андрей Фабр


Екатеринославская Роксолана и ее месть

Агафья Свириденко. Фото: группа "Екатеринослав-Днепропетровск".

Самой популярной куртизанкой 19-го века была  Агафья Свириденко или Жозефина, как ее называли клиенты. О красоте этой женщины ходили легенды. Ее покатые бедра, пышный бюст и миловидные черты лица свели с ума не одного богача. От поклонников у Агафьи не было отбоя. Правда, сама красавица никого никогда не любила. Все изменилось в один летний вечер. В ее игорный дом (тогда жрицы любви были вполне состоятельными горожанками) пришел некто Сергей Чирва. На тот момент ему было всего 30 лет, последние 10 из которых он провел за карточным столом. О кутежах этого молодого человека знал весь Екатеринослав. По нем сходили с ума как замужние дамы, так и девушки на выданье, и никому он не отказывал в любви. В этого рокового красавца и влюбилась Жозефина. 

Чирва любил деньги не меньше, чем его обворожительная подруга, поэтому регулярно одалживал у Агафьи крупные суммы, а возвращать всегда забывал. Поднакопив благодаря богатой любовнице солидный капитал, он убедил "жрицу любви", что им необходимо расширять игорный бизнес и обзаводиться новыми связями. В этом паре должен был помочь родственник-дипломат Сергея, который работал в Турции и знал местных казначеев. 

В Константинополе пара поселилась в роскошном отеле, все сбережения куртизанки уходили на оплату шикарных апартаментов, в то время как встреча с другом-дипломатом Чирвы постоянно откладывалась.

В один день Сергей как сквозь землю провалился, захватив с собой оставшиеся деньги Агафьи. Вскоре после случившегося в холле отеля к куртизанке подошел солидный турок. На ломаном русском языке он сказал, что знает о ее беде и готов помочь. Только тут "жрица любви" догадалась, что Чирва ее продал в чей-то гарем. Негодяй вступил в сговор с этим турком, получил большие деньги и отдал любовницу богачу Зафару. 

Новую одалиску в гареме встретили недружелюбно. Наложницы Зафара решили, что эта красавица уж точно будет метить на место любимой жены. Особенно не понравилась Агафья Зульфии, главной из одалисок. Та даже хотела заколоть куртизанку кинжалом, но все обошлось. Чудом Жозефине, которая не знала турецкого, удалось убедить ревнивицу, что она не хочет оказаться на ее месте. Более того, женщины решили помочь друг другу. 

Зульфия подсыпала мужу снотворного, и пока он спал потайными ходами привела Агафью в порт, подарила ей часть своих украшений, чтобы беглянка смогла оплатить дорогу домой. Корабль привез мадам Жозефину в Одессу. На борту она познакомилась с местным моряком. От него она узнала, что в Одессе находился и предавший ее Чирва, который повел новую богатую любовницу в оперный театр на "Травиату". 

Разгневанная "жрица любви" рассказала моряку свою трагическую историю. Парню настолько понравилась красавица, что он согласился отомстить за нее Чирве. В антракте он задушил повесу удавкой в мужской уборной. Несчастный даже не понял, в чем дело. Смерть наступила быстро. Убийцу так и не нашли.

Подаренными Зульфией украшениями Агафья оплатила дорогу домой и продолжила царствовать в своем игорном доме. Только вот клиенты, прознавшие по слухам о ее путешествии, начали называть ее "безжалостной Юдифью". По слухам, позже в ее доме поселился тот самый моряк, который расправился с Чирвой.

В турецком гареме.


Проклятие часовщика

Сегодня на месте одного из самых таинственных домов Екатеринослава – пустырь. Дом со стеклянным шаром, где когда-то находились известнейшие в городе мастерские,  немцы взорвали во время оккупации в Великую Отечественную. Он находился на углу Екатерининского проспекта (проспекта Яворницкого) и улицы Московской. Именно здесь на первом этаже размещалась ювелирная мастерская хозяина дома – Бориса Грановского. С ней связана невероятная история любви.

Дом Грановского. 1918 год. Фотография из коллекции Н. Бусыгиной; группа "Екатеринослав-Днепропетровск".

Тут  можно было не только заказать украшения любой сложности, но и купить уже готовые. Продавались в мастерской всевозможные старинные кулоны и карманные часы. С последними связана одна очень странная история.

В далеком 1916-ом году к Грановскому пришел часовщик. Мастер этот явно не преуспевал. На нем был потертый дорожный костюм и старые ботинки со сбитыми носами. В руках незнакомец держал кожаный саквояж. Представившись часовщиком, мужчина предложил Грановскому сделку. В саквояже находилась коллекция карманных часов в стиле 16-го века. Примечательно, что в ту эпоху у часов была всего одна стрелка – часовая, и отсутствовало защитное стекло, за то была вторая крышка с обратной стороны, за которой нередко скрывались картинки из эмали.

Пример часов с картинкой из эмали под потайной крышкой.

Часовщик сказал, что в юности работал под руководством самого Федора Ковальского, первого часового мастера в городе. Последний переехал в Екатеринослав из Дубровно по указу Екатерины Второй. Созданная им фабрика стала одним из лидеров по производству часов в Европе 19-го века. Кстати, этому человеку в свое время принадлежал участок, где сейчас находится знаменитая гостиница "Украина".

В портфеле у бывшего подмастерья великого Ковальского оказались семь карманных часов в стиле 16-го века. Они отличались лишь картинкой из эмали, которая находилась под секретной крышкой с обратной стороны часов. Часовщик готов был продать их за смешные деньги (5 рублей за каждые), если будет выполнено его условие. Все семь экземпляров должны быть проданы тем, в чьей семье есть девушка или женщина по имени Анна. Так звали дочь Ковальского, в которую был влюблен этот человек. Отец бы не позволил ей выйти замуж за бедного подмастерье и отдал ее за купца. Тем не менее, брак не был ни долгим, ни счастливым - примерно в возрасте 20 лет девушка умерла от чахотки. В память о ней часовщик и создал эту коллекцию. На каждых часах эмалью была нарисована какая-то картинка, связанная с историей их любви.

- Если условия не будут выполнены, беда покупателям и вашему шару (имеется ввиду стеклянный шар на крыше дома, которым Грановский очень гордился), – сказал незнакомец.

Нетрудно догадаться, что предприимчивый Грановский на выгодную сделку согласился быстро, а вот выполнять причудливые обязательства перед странным незнакомцем не стал. Меньше, чем за два месяца ему удалось продать все семь часов. На самом деле мещанин побаивался, что этот чудак никакой не часовщик и товар попросту где-то украл, поэтому сбыть его нужно было побыстрее. Ведь кто в здравом уме будет изготавливать в 20-ом веке часы в стиле 16-го: достаточно громоздкие и с 1 стрелкой? И что бы этот молодчик там не плел про увлечение какой-то Анны эпохой Возрождения, всё это звучит как-то неубедительно.

Часы были распроданы, но счастья диковинное приобретение никому не принесло. Четверо часов были перепроданы после внезапного банкротства их хозяев, двое украдены вскоре после покупки, а хозяин последних скончался через месяц после приобретения. В 1942 году пострадал и четырехэтажный дом со стеклянным шаром. Восстановить его так и не смогли. Прошло уже много лет с тех пор, но вот стеклянному шару в нашем городе все равно периодически не везет.

Разрушенный бывший дом Грановского. 1942 год. Редкая фотография из коллекции В. Старостина. ФОто: группа "Екатеринослав-Днепропетровск".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Ей понравится: как сделать оригинальное предложение девушке в Днепре.

Удиви вторую половинку: куда пойти на День святого Валентина.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в  и на нашу группу в . Кроме того, вы можете подписаться на нашего   чтобы иметь простой доступ к основным рубрикам сайта.

Последние новости