Сегодня, 1 декабря, Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет дал пресс-конференцию, на которой постарался объяснить, почему написал письмо Патриарху Кириллу и РПЦ, в котором просил прощения у Русской православной церкви и предлагал ей отменить анафему - отлучение от церкви.
Филарет рассказал, что инициатива о примирении шла от РПЦ. В результате встречи в Москве представителей обоих церквей был поднят вопрос о прекращении вражды.
- Вопрос звучал со стороны Московского патриархата. Мы, конечно, не хотим враждовать, а хотим жить в мире со всеми православными церквями, - заявил Филарет.
Первый шаг к мирному сосуществованию двух церквей, по его мнению, должна была сделать именно РПЦ. Для этого Русской православной церкви нужно было снять анафему, наложенную на него в 1997 году за церковный раскол и отменить решение о снятии с сана.
Патриарх Филарет посетовал на то, РПЦ исковеркала его слова в письме, и, вместо примирения, конфликт между двумя церквями вышел на новый виток.
- Но примирения как такового не состоялось. Потому что Собор, использовав мое обращение, направил его не на примирение и решение вопроса автокефалии, а на то, что мы якобы хотим вернуться в Московский патриархат. Так вот, никакого покаяния в том, что я избрал автокефалию для УПЦ, не будет, - подчеркнул киевский Патриарх.
Также Филарет довольно жестко высказался по поводу переговоров о возвращении УПЦ под крыло московского патриархата, заявив, что такого не будет.
- Нас опять хотят призвать на переговоры о возвращении в Московский патриархат. И вот я хочу заявить российскому епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат. Возвращения не будет. А единая украинская поместная церковь будет. Со временем.
Вместе с тем, Филарет не отрицает, что не намерен враждовать с РПЦ, заявив, что хочет быть с ними не врагами, а братьями. И готов к диалогу об автокефалии Украинской православной церкви, а в письме патриарху РПЦ Кириллу не написал этого, потому что сначала хочет помириться с Русской православной церковью.
- Если нет молитвенного общения, то о какой автокефалии можно говорить, - добивал Филарет.
На вопрос же о том, почему он все таки просил прощения в своем письме, Филарет ответил кратко: "без взаимного прощения христиане не могут". И что все священники просят прощения перед литургией.