Украинцам стало проще вернуть деньги, украденные с карточных счетов. Владельцы карт больше не являются виновными в любых пропажах со счетов, как это было ранее. Теперь не человек должен оправдываться, что он не виновен в краже денег (из-за того, например, что дал кому-то попользоваться своей карточкой другому), а банк обязан доказать вину своего клиента., пишет UBR.
Банки будут возвращать украденное со счетов клиентов
Если банк ничего не смог доказать — обязан до копейки компенсировать человеку все украденное мошенниками. Так разъяснил требование нового постановления Нацбанка старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.
Если финучреждение безапелляционно откажется человеку возмещать украденное мошенниками, то это поможет сделать суд, которому достаточно нового постановления НБУ №382, и он примет решение по простому принципу в пользу человека: не доказал вину владельца карты — верни ему украденное со счета.
- Теперь банк не сможет сказать — доказывайте свою невиновность сами. Он становится активным участником доказательного процесса, — подтвердил Ростислав Кравец.
Новые правила пользование счетами
В ближайшее время банкам придется вписывать новое правило в карточные договоры с клиентами. Если финансисты этого не сделают, и люди пожалуются в Нацбанк, то вполне могут лишиться лицензий на эмиссию платежных карт, допускает директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.
Процесс возврата украденных денег
Что не меняется новым постановлением — это процедурные моменты. Возврат украденного жуликами не происходит автоматически. Людям по-прежнему нужно официально заявлять о краже денег с карточного счета — писать соответствующее заявление в банке. И ждать пока финучреждение проведет расследование по его делу.
Как и раньше, человек обязан моментально сообщить о краже со счета — как только ему придет от банка sms-сообщение об операции, которую он не совершал. И если это не было сделано, то банк не будет нести ответственность за потери. Исключение может делаться лишь для массовых случаев взлома банковских баз данных карточной клиентской информации.
- Если будут фиксироваться массовые факты несанкционированных операций, к клиенту могут прислушаться и выяснить все обстоятельства потери средств. Потерь до заявления клиента о краже. И если человек окажется ни в чем не замешанным, у него будет право на возврат денег, — подчеркнул Александр Карпов.
Повышение безопасности безналичных расчетов
В Нацбанке рассчитывают, что изменение правил позволит улучшить качество обслуживания карточных счетов, и что люди станут активнее пользоваться пластиком.
Банкиры же опасаются увеличение своих расходов. Им придется намного чаще выплачивать людям компенсации после взломов счетов, и больше тратиться на судебные разбирательства с теми, кому они откажут в выплате.
Чтобы минимизировать все эти выплаты, многие финучреждения уже задумались над повышением безопасности безналичных расчетов. Об ужесточении расчетных процедур, совершенствовании платежной инфраструктуры и пр. Ну и, конечно же, банкиры не забудут о переписывании карточных договоров с клиентами в свою пользу. Так что людям придется их еще тщательнее изучать.
Банки будут требовать больше информации
При этом банки начнут запрашивать больше информации. Например, о месте нахождения владельца карты, проводимых им действиях, доказательствах того, что он делал в конкретный период времени, о смене основного места жительства.
Ко всему, нужно быть готовыми к тому, что банки начнут менять правила повышения людьми своих лимитов по операциям (в торговой сети, в банкоматах), и жестче проводить идентификацию личности. К примеру, может появится такое понятие, как фотофиксация - фотографирование и сбор чеков с остатками сумм после каждой операции.