В эту субботу, 13 сентября, Днепропетровск будет отмечать свой очередной день рождения. Сегодня ведутся споры между историками и краеведами, от какой же даты считать начало истории нашего города. Не претендуя на строго научно изыскание, напоминаем некоторые факты из жизни города, которые сегодня немного забыты, но, тем не менее, достойны того, чтобы ими гордиться, пишет "Зоря".
Первые аборигены на Днепре
Уже достоверно установлено археологами, что люди на территории современного Днепропетровска жили с незапамятных времен, практически с бронзового века. Привлекало людей это место красивейшей природой, плодородной землей с достаточно мягким климатом, а также своим географическим расположением: Днепр с его притоками — Самарой и Орелью — позволял осуществлять не только удобное сообщение по воде, но контролировать большую территорию, охраняя ее от посягательств врага.
А желающие "поживиться" были всегда. Фактически вся история нашего края и родного города в том числе, укладывается в знаменитую толстовскую формулу: "война и мир".
Край казаков, анархистов и героев Советского Союза
Тут можно вспомнить славян времен Киевской Руси, которые отстаивали эту землю от степняков-кочевников, и запорожских казаков, чьи паланки и зимовники располагались на территории современного Днепропетровска, и считавшуюся неприступной крепость Кодак, взятую войском Богдана Хмельницкого. И то, как оспаривали эту землю друг у друга в 20-х годах прошлого века белогвардейцы, большевики и воины Нестора Махно.
Форсирование же Днепра и освобождение самого Днепропетровска от гитлеровских полчищ в октябре 1943 года вообще вошло в мировую историю, как беспрецедентный пример мужества и самоотверженности, героизма и военного искусства. Шутка ли: только за эту операцию было присвоено столько званий "Герой Советского Союза", сколько за Сталинградскую битву и Курскую дугу вместе взятых. Сегодня Днепропетровску опять приходится быть оплотом обороны Украины.
Немного позабытых фактов
Тот облик, который имеет сегодня наш город, был заложен еще в конце XVIII века лучшими зодчими России того времени: Андрианом Дмитриевичем Захаровым, Иваном Евгеньевичем Старовым и Василием Петровичем Стасовым. Именно они проектировали те здания Санкт-Петербурга, которые сегодня считаются всемирным культурным наследием. В то время Екатеринославу планировали отвести роль Южной столицы, а посему денег на его обустройство не жалели. Именно этими зодчими был спланирован исторический центр и строгое расположение улиц, привязанное к Днепру — либо вдоль течения, либо перпендикулярно к нему. Согласитесь, далеко не каждый город мира может похвастаться столь четкой планировкой.
Затем на долгое время город превратился хотя и в губернский город, но весьма скромный по размерам и задачам.
Второе дыхание развитию города дал промышленный бум конца XIX века, когда были открыты Донецкий угольный и Криворожский железорудный бассейны. В 1873 году была построена и сдана в эксплуатацию железная дорога, позволившая доставлять сюда руду и уголь и определившая роль города, как металлургической столицы всего Юга Российской империи. А 18 мая 1884 года был открыт первый на тот момент в стране двухъярусный 15-пролетный мост длиной с подходами 2397 метров, позволивший осуществлять железнодорожное и шоссейное движение с левого берега Днепра на правый.
В эти же годы открываются металлургические заводы Брянского акционерного общества, франко-бельгийского акционерного общества Шодуар, завод Гнатке, вагоноремонтный завод. К концу века в городе действовало уже 69 крупных заводов и фабрик, а его население приближалось с 150 тысячам человек. Это был уже крупный, по тем временам, город.
В июне 1897-го в городе был запущен электрический трамвай. Кстати, третий в стране после Киева и Нижнего Новгорода и гораздо раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Причем, на тот момент Екатеринославские трамвайные линии были крупнейшими и имели четыре маршрута:
— от вокзала по Екатерининскому проспекту до Соборной площади;
— от порта по Провиантской улице до Екатерининского проспекта;
— от вокзала по улицам Торговой и Иорданской до Днепра;
— от проспекта по Александровской улице до улицы Базарной, на которой тогда располагался главный рынок города.
В ХХ веке город бурно развивался. И к началу Великой Отечественной войны в нем насчитывалось 622 крупных промышленных предприятия с населением более полумиллиона человек. Днепропетровск, по выражению нашего земляка и выдающегося историка Дмитрия Ивановича Яворницкого, стал "славным украинским Манчестером". Истинной изюминкой в облике города той эпохи стало открытие в 1932 году железнодорожного Мерефо-Херсонского моста, связавшего станции Нижнеднепровск на левом берегу и Лоцманку (ныне — Южный вокзал) на правом, закольцевав таким образом железнодорожные ветки в черте города. Уникальность этого сооружения в том, что это:
— первый в мире мост, построенный по дуге с поворотом над Монастырским островом;
— самый длинный арочный мост в мире (длина от берега до берега — 1627 метров);
— самый длинный железнодорожный мост Европы.
Во время войны Днепропетровск претерпел колоссальные разрушения. Считалось, что потребуется не менее десяти лет, чтобы поднять его из пепла и руин. Но опять сказался характер земляков, и уже через год практически все заводы начали выдавать продукцию.
Ну а более поздняя история уже хорошо известна. С 238-летием, Днепропетровск!