Олигарх из Днепропетровска, который в отчаянный для страны момент не просто "вышел из тени", превратившись из одиозного бизнесмена в респектабельного чиновника, но и взял на себя ответственность за спокойствие и порядок родного края, дал развернутое интервью газете "Левый берег".
О назначения губернаторов
- Еще в середине февраля, как раз незадолго до критического обострения ситуации, мы со знакомыми – а они были активными участниками противостояния – обсуждали различные варианты дальнейшего развития событий. Ну, вот победила, допустим, революция – что дальше? Какими должны быть первые шаги новой власти? Обычная такая беседа. Все тогда понимали: политики-лидеры протестного движения не вполне контролируют Майдан. Это особенно стало заметно после 16-го января, когда предводители тогдашней оппозиции ходили на переговоры с властью, о чем-то там договаривались, а люди это просто не воспринимали. Вообще для себя я всю революцию на два этапа делю – до и после 16-го января.
Я сказал тогда, что одним из вызовов для новой власти станет, безусловно, необходимость нейтрализации проявлений сепаратизма. Как с этим справиться? Один из вариантов – поручить олигархам управление юго-восточными областями, где риски проявления сепаратизма выше всего.
А первого марта, кажется, поступил звонок из администрации Турчинова. Меня спросили, пойду ли я губернатором Днепропетровщины. Я ответил согласием. "Хорошо. Тогда мы готовим указ". На Донецкую область я предложил Ахметова, Пинчука – в Запорожскую, Таруту – в Луганскую, Новинского - в Крым. Но кто со мной беседовал, не скажу. Нельзя о третьих лицах без их разрешения. В ту же ночь я говорил с Ахметовым. Сказал, что вот мне в голову пришла такая идея и что его кандидатура рассматривается на должность губернатора Донецкой области. Для него это была большая неожиданность. Какой-либо бурной реакции не последовало, он такой человек, который свои эмоции сдерживать умеет. Но, в целом, он был несколько удивлен и высказался в том духе, что скорее нет, чем да, при этом он готов помогать любому губернатору, которого назначат. Потом появился вариант с Тарутой и он всех устроил.
О ситуации в Днепре и отношениях с властью
- Днепропетровск не был, конечно, такой огневой точкой, как Донецк или Луганск. Вместе с тем, Днепр – центр восточного региона и тот, кто контролирует Днепропетровск – контролирует весь восток.
С Турчиновым у нас складывается конструктивная коммуникация. Но об эффективности нынешней власти я не буду говорить. Какой смысл обсуждать то, что является данностью? Турчинова избрали и.о. спикера и, соответственно, он стал и.о. президента. Ситуация такая, какая есть на сегодня. Пройдут президентские и в кресле Турчинова будет другой человек. Если пройдут. А если не пройдут – останется, еще на какое-то время, Турчинов.
Он очень мужественный человек. Думаю, когда он принимал на себя нынешние полномочия, и в дурном сне вообразить не мог, что на него свалится. И вот бросить это сейчас, развернуться на полпути, снять с себя ответственность, нет, он не может так поступить.
При этом я не согласен с тем, что власть сливает страну. Во всяком случае, с тем, что она это делает умышленно – точно не согласен. Да, может где-то есть недоработки, где-то непрофессионализм имеет место, где-то – ошибки. Но, у какой власти, скажите, не было ошибок? Тем более в такой ситуации, а? Наша страна 23 года ни с кем не воевала и, откровенно говоря, даже не готовилась к этому. Ну, кто мог представить, что в спокойной, толерантной Украине произойдет подобное?
О выходе из сложившейся ситуации
- Касательно выхода из сегодняшней ситуации могу сказать – только переговоры. С тем, кто выдвигает требования. Выхода другого нет. Мы же не готовы к проведению АТО с большим количеством жертв, верно? А без большого количества жертв среди гражданских, прежде всего, уже не обойдется. Пойдет ли на это власть, подпишется ли под этим? Если да, то чем она отличается от предыдущей?
Ведь, какая главная претензия – помимо происходившего в последние годы – к Януковичу? В том, что вот при его президентстве погибли на Майдане десятки людей. Имел ли место приказ или просто эксцесс исполнителя – в этом еще предстоит разобраться, необходимо всестороннее расследование.
А с боевиками на юго-востоке пусть разбирается тот, кто их нанял. У нас сейчас приоритеты другие. Во всех городах, зараженных болезнью сепаратизма – Славянске, Горловке, Краматорске и т.д. – определенно количество местного населения боевиков поддерживает. Причем – это важно – поддерживает искренне. Вот с этими людьми нужно работать – говорить с ними, убеждать и т.д. И, в первую очередь, с их лидерами.
О Януковиче и событиях на Майдане
- Я могу сказать, что хорошо знал Януковича. За четыре года общался с ним раз пять-шесть, и то на официальных каких-то мероприятиях; личных бесед того меньше – раза два-три. И, вы знаете, он не производил на меня впечатление человека, который мог бы дать команду стрелять в людей. Он всегда старался действовать по закону. Да, так, как он сам этот закон понимал, но тем не менее. Строго следил всегда за тем, чтоб бумаги должным образом подписывались, чтоб формальности не нарушались и т.д. Поэтому я не могу представить, чтоб в какой-то момент он, ни с того ни с сего, отдал приказ стрелять. На 95 процентов уверен. Хотя, конечно, еще пять процентов оставим для каких-то, может, стрессовых отклонений внезапных, но это маловероятно. Куда более возможен, как мне кажется, эксцесс исполнителей.
О шахматах и Путине
- Я против того, чтобы моделировать ситуацию в масштабах шахматной доски. Нет такого: мы – гроссмейстеры, а люди – пешки на доске. Это неправильно. Тем более, мы все – участники этой игры. Поэтому для начала надо определить кто – игрок, кто – фигуры. Если перед нами, как вы говорите, доска, то где мы: на ней или за ней?
Путин, без сомнений, за доской. А вот мы с вами, учитывая всю специфику сложившейся ситуации, скорее всего, находимся на самой доске. Вообще, если Путин – за доской, а мы - на ней, то это не игра между нами, слишком условия неравны. Он же уже свою игру начал, да. Зачем в нее вступать? Нужно либо собственную игру начинать, либо – перестать быть фигурами, пешками в игре, в которую играет он.
Уж если мы о шахматах, то есть у юных шахматистов такой термин – "китайская ничья". Это когда все фигуры с доски сбивают. И все, игра закончена – гэйм овер. Пусть, если хочет, начинает новую партию. На каком-нибудь китайском фронте.
Когда он сказал, что я "кинул даже Абрамовича"… С реальностью эта его фраза ничего общего не имеет. У нас с Абрамовичем нормальные отношения. Во всяком случае, у меня с ним. С ноября или декабря 2009-го по февраль 2013-го у нас продолжался арбитраж на Кипре, в Лондоне, в разных местах. Я не могу разглашать подробности – связан обязательствами конфиденциальности; скажу только, что закончилось все благополучно – мировым соглашением. Стороны разошлись и, надеюсь, остались довольны.
Как Украине выйти из кризиса
- Первое: власти необходимо понять чего хотят ее оппоненты. Оппоненты, подчеркиваю, из числа граждан Украины, а не "заезжих наемников".
Вспомните Майдан. Четкие требования у протестующих были, но они формировались, точнее даже так – дополнялись и оформлялись постепенно, в зависимости от развития ситуации. Первые более ли менее внятные переговоры с властью начались после 19-го января. Чем больше людей втянуто в конфликт, чем выше эскалация конфликта, тем серьезнее требования и тем ниже шансы на достижение мирных договоренностей с властью.
В нынешней ситуации – аналогично. К сожалению, много времени уже потеряно. Может, центральная власть и хотела найти компромисс, но то ли не знала как начать диалог, то ли затянула просто.
Вместе с тем, насколько я знаю, в той же Донецкой области и Ахметов, и Тарута пытаются говорить с протестующими, встречаются с ними. Но почему у них не получается урегулировать ситуацию? Это у них надо спросить. Возможно, потому, что среди протестующих есть разные группы и настроения у них очень разные, соответственно и требования…
Конечно, всегда остается запасной вариант – силовой. Но, как я уже говорил, сегодня он – без большого количества жертв, в том числе среди гражданского населения, невозможен. Готова ли к этому Украина сегодня? Я считаю, что нет, не готова. Однако, динамика событий очень высока. Не дай Бог, чтоб остался только этот вариант. Если власть решится на подобный сценарий, то чем она, простите, отличается от власти прошлой, Майданом свергнутой?
Если так случится, это будет уже не та спокойная, мудрая Украина, это будет другая страна и как нам жить в ней, когда раны будут кровоточить? Раны гражданского конфликта заживают не годами - десятилетиями, поэтому лучше их не наносить.
Правда ли, что Ахметов "торгуется" с властью?
- Какие преференции они могли получить? По-моему, у Рината Леонидовича и так достаточно рычагов влияния – исходя из нынешнего его положения – на экономическую ситуацию в стране, чтобы иметь возможность получать те или иные экономические преференции на государственном уровне. Ахметов имеет серьезное влияние на ключевые отрасли – экспортный потенциал, валютную выручку, электроэнергию, ВВП….Что такого этакого еще могло ему понадобиться, ради чего имело бы смысл устраивать волнения подобного масштаба, подогревать их? Ему это просто не нужно. В 2005-м Ахметов контролировал, в лучшем случае, три процента ВВП страны, сейчас – по разным оценкам – от 20 до 30%.
Кто руководит беспорядками в Донецке
- Что касается Днепропетровской области, то у нас представители так называемой "Семьи" крепких позиций никогда не имели. Да, были - Партии регионов: ее делегаты в местной власти, некоторые работают и сегодня, но я их представителями "Семьи" не стал бы называть. Представители ПР – да, но не более того.
Тогда как Донецкая область – это была их территория, их вотчина. Везде, на всех постах, не только ключевых, их ставленники были почти 20 лет. Чуть меньше двадцати – с того момента, как Янукович стал губернатором. Огромное количество людей в Донецке и области лично Виктор Федорович принимал на работу, "вел" их по жизни, это были его люди, они и сегодня ему благодарны. Его кадры есть не только в органах местной власти, но в управленческом аппарате, в бизнесе, в органах, в конце-концов. Учитывая, сколько лет он область контролировал, иначе и быть не могло.
И даже если допустить, что сегодня им от него или от представителей "Семьи" поступают некие команды, может, они их и не выполняют, но они точно не станут ничего делать во вред Януковичу и его близкому окружению.
Попробуем поставить себя на место этих людей. Столько лет, пока область была как бы "при Януковиче", существовал определенный порядок и, да, может не было все благополучно, но, во всяком случае, не было силового противостояния, не было войны. А вот пришли – как им показалось - люди из Киева и сломали прежний уклад. Естественно, срабатывает реакция отторжения, протеста, хотя никто никуда и не приходил. Фантомное отторжение.
Что делать с Россией
- Есть страна, сперва аннексировавшая часть нашей территории, а сейчас – дестаблизирующая ситуацию в восточных областях. Что нам делать?
Первое – разобраться с происходящим в нашем собственном доме, мы об этом уже говорили. Далее – прибегнуть к помощи цивилизованного мира. Сама по себе Украина влиять на Россию сегодня не может. Силы не равны.
Вы же видите, что происходит: Путин отрицает аннексию Крыма, Лавров нам просто открыто угрожает. Но, опять-таки, поставьте себя на их место. Раз уж они ввязались в эту игру, то как должны себя сейчас вести? Признать свою агрессию? Отозвать диверсантов? А какие последствия будут в российской внутриполитической плоскости? Каким станет рейтинг нынешней российской власти? Что скажут соотечественники: русских в Сербии сдали, русских в Прибалтике сдали, теперь еще и в Украине сдаете? Ну, подумайте… Каждый исходит из своих интересов.
О мировом сообществе
- Я не считаю, что представители мирового сообщества сегодня слишком инертны в украинском вопросе. Что Украина делала, когда Россия напала на Грузию? Напала на Россию, отправила наших военных в Грузию? Нет, дело ограничилось заявлениями дипломатов. Единственный, кто развивал активность – Ющенко, и то, подозреваю, не столько из-за Грузии, сколько из-за Саакашвили. Так что все закономерно.
Продолжение следует...
Напомним, в Днепропетровске возобновила выход газета "Левый берег".
Интересное за сегодня
Жириновский хочет повернуть Днепр вспять >>>
Республика Каzaнтип в этом году уедет из Крыма >>>
Рейд по мажорным ресторанам Днепропетровска: мелкие провокации >>>