Охота на русалок в Днепре: узнай, где обитала нечисть и как с ней боролись

Фото из открытых источников

Сегодня русалки воспринимаются исключительно как мифологический персонаж, часто упоминаемый в фольклоре. Но еще столетие назад на них устраивали настоящую охоту. Говорят, что однажды в Екатеринославской губернии даже выловили одну речную красавицу… 

Фото: youtube.com


Русалками считались утопленницы с синеватой кожей

Как рассказала корреспонденту Vgorode историк Лилия Скородубская, традиционно в наших краях русалок описывали как худощавых молодых девушек. У них была очень бледная, даже синеватая кожа, рыбий хвост и длинные волосы. Одежду русалки не носили. Согласно поверьям, они редко испытывали симпатию к людям, в основном пытались их утопить или защекотать, питались рыбой. 

"Новый образ русалки появился в просвещенном 19-ом веке. Речная красавица становится героем литературных произведений, и ее образ обрастает новыми деталями. Русалок описывают как утопленниц, которые носят одежду, в которой они бросились в реку, впервые их наделяют способностью разговаривать на понятном человеку языке. Литераторы превращают злых речных духов (как считалось ранее) в человекоподобных, порою склонных к милосердию, существ", - говорит историк. 


О русалках у людей было разное представление

Тем не менее, на Русальной неделе народ в селах всё равно не купался в Днепровских плавнях. Считалось, что семь дней до Троицы – время, когда нечисть особенно активна: русалки выходят на сушу, а любого повстречавшегося им на пути могут утянуть в реку или озеро. Действенными оберегами от русалок на Нижнем Днепре называли полынь и чабрец (богородская трава). Русалку можно было заставить убраться, если бросить ей под ноги пучок тимьяна. Один-единственный цветок этого растения мог ее погубить. 

Интересно, что на север от Екатеринославской губернии Русальная неделя шла после Троицы, а не до нее. Отличалось и описание речных красавиц. 

Как пишет никопольский историк Сергей Тороп, "жители Екатеринославской и ряда других южных губерний Российской империи имели разные представления о внешнем виде русалок. Южане обычно изображали их девушками с рыбьими хвостами, а жители северных губерний Российской империи – уродливыми и страшными бабами, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. Ближе к Полесью русалок представляли в виде девушек или молодых женщин, с красивой грудью и распущенными волосами, обычно полностью голых. На Нижнем Днепре русалки теряли как южные ("рыбьи") признаки, так и свойственные потусторонним существам (холодные руки, закрытые глаза, бледная кожа) характеристики, которыми их частенько наделяли жители северных губерний". 


После отведенного им срока русалки возвращались в могилы, улетали в небо, прятались по деревьям. По поверьям нашего края они обычно превращались в бугая (птицу, пение которой считалось предвестником беды). 


В 1805 году в Днепропетровской области началась охота на русалок

Сохранились немногочисленные рисунки конца 18-го века, где русалки изображены как некие существа без ушей, с приплюснутым носом и чешуйчатой кожей. 

"В 1800-х легенд о русалках в Екатеринославской губернии стало значительно больше. Встречи с ними описывали в основном селяне. Примерно в 1805-ом году в Днепровских плавнях устроили настоящую охоту на русалок. Всё дело было в рыбе, проткнутой палками. Её периодически вылавливали местные рыбаки на территории современного Никополя", - рассказывает историк Лилия Скородубская. 


Похожее явление описано в современном фильме "Русалки. Обнаружено тело" (2011 год). В нем океанологи США говорят о телах человекоподобных морских существ, которых несколько раз находили на берегу во время массовых выбросов китов из-за испытаний сонарного оружия. По их предположению, именно эти "водные гомениды" могут изготавливать копья и охотиться на рыбу. 

Екатеринославцы в 1805-ом году не углублялись в подобные размышления, а сделали вывод – какая-то нечисть портит рыбу. Решили, что виноваты русалки. Поговаривали, что через пару месяцев кому-то из рыбаков даже удалось поймать одну из них. Правда, красотой как в легендах она не отличалась, кожа у нее была синеватая, волос на голове не было, туловище завершал длинный рыбий хвост с плавником, похожим на лопату. Существо издавало какие-то хрипящие страшные звуки. Рыбак очень испугался и выпустил из рук сети. Русалка разорвала их и бросилась в реку. С тех пор никому поймать подобное существо не удавалось, да и рыбы, проткнутой палками, больше не вылавливали. 


Существовала история о русалке Марусе-бакенщице

Чуть позже эта история обросла новыми подробностями. Поговаривали, что пойманная русалка – Маруся-бакенщица, которая утопилась, узнав об обмане жениха. Из уст в уста переходила история о том, как молодой бакенщик Иван "посватал" Марусю – девушку из бедной семьи. Накануне свадьбы он нашел на одном из днепровских островов клад (старинные золотые монеты). Иван отправился в город за подарком для невесты, но забрел в кабак и напрочь забыл обо всём, пустившись в разгул.

Фото: livejournal.com

Тем временем Маруся, обеспокоенная долгим отсутствием жениха, отправилась в город на его поиски. Увидев пьяного Ивана в компании с гулящими женщинами, она побежала к реке и бросилась с высокой днепровской кручи. Иван долго горевал по Марусе, но несколько лет спустя всё же женился. Но не долго довелось ему наслаждаться счастливой семейной жизнью. В один летний вечер поднялся сильный ветер, и его лодку вынесло на середину Днепра. Там он и услышал голос погибшей Маруси. Затем его накрыло речной волной, и никто несчастного больше не видел. 

С приходом советской власти с верой в мифических существ боролись также как и с верой в Бога. Русалок окончательно стали считать выдумкой, а большинство народных поверий, связанных с ними, были забыты. После революции 1917-го даже небольшое озеро в Днепровских плавнях, которое старые рыбаки называли Русальим, было переименовано в Красноармейское.

Будьте в курсе последних новостей, подпишитесь на канал Vgorode в Telegram и на наши группы в Вконтакте и Facebook.

Последние новости