Мало кто знает, что в Днепропетровске есть самая настоящая подземная река - Половица, текущая в древнем 200-летнем тоннеле под проспектом Карла Маркса и выходящая к самому Днепру. В это воскресенье, на День города, журналисты Vgorode.ua отправились на самую экстремальную экскурсию своей жизни.
Высокие резиновые сапоги-заброды, крепкая палка, старая одежда и мощный фонарь-налобник – вот вся понадобившаяся нам экипировка. Вход в тоннель спрятан в небольшой балке, расположенной на ул. Комсомольской. Здесь неглубокая речушка уходит под землю и продолжает свой путь до самого Днепра. Мы спускаемся в балку и входим в тоннель.
Историческая вставка
"Речка Половица начиналась от Озерного базара, сперва одним желобом, шла по проспекту, где теперь канава, потом, постепенно уклоняясь влево, соединялась с другим желобом, вытекавшим из Жандармской балки, дальше шла уже одним желобом, около версты длины, параллельно Днепру, отделяла собой довольно значительный полуостров и, наконец, сходилась с Днепром, саженей на 500 - 550, не доходя до Монастырского, теперь Богомоловского острова".
Наш гид рассказывает, что старой части тоннеля более 200 лет, а его длина - около 5 километров. Подземный путь тянется под проспектом Карла Маркса и выходит к Днепру возле церкви Иоанна Святителя. Кирпич, из которого мастерили тоннель, делался на двух заводах – екатеринославском и киевском, на них даже есть соответствующая маркировка - "МБ" и "ЧиС".
Идти по реке непросто – постоянное течение и скользкие камни не дают скучать, кирпичный пол сменяется каменным, а то и просто земляным. В свете фонаря видны бегающие крысы и мошкара, слетающаяся на яркий свет. А вот "канализационного" запаха нет – сюда, в основном, стекает вода из ливневок. По пути несколько раз приходится преодолевать особо глубокие места – вода почти достает до пояса и затекает в "заброды". Несколько раз тоннель петляет, поворачивая то вправо, то влево.
А вот мусора хватает. Старые игрушки, кастрюли, остатки деревянных конструкций, куски автомобилей и даже крышка от люка – течение почти весь хлам выносит в Днепр, но кое-что остается в тоннеле. Идти по нему несложно, самая большая трудность - последние 500 метров пути. На этом участке высота существенно снижается и приходится идти в полусогнутом состоянии, буквально "на карачках" - и все это по колено в воде.
Новости сегодня
Список фамилий: 853 украинца, которые пребывают в плену у боевиков >>>
На Новом мосту перевернулась машина. Фотографии >>>
На въезде в Днепропетровск задержали машину с оружием. Видео >>>
Фотографии Дениса Моторина, Vgorode.ua: