Вы с легкостью читаете Паланика или Пелевина и считаете, что литературе вас уже нечем удивить? Вы глубоко ошибаетесь. Существуют книги, которые читать настолько сложно, что за них берутся либо отчаянные смельчаки, либо те, кому их нужно прочесть "по учебе". Последним мы можем искренне посочувствовать.
Нет, здесь мы не будем рассматривать такие ужасы первого курса КПИ, как учебники по начертальной геометрии, матанализу или термодинамике. Художественный текст может быть не менее тяжелым испытанием для мозга, чем узоры формул на всю страницу.
Кэндзи Сиратори "Кровь электрическая"
Вы ее не прочитаете. Нет, серьезно, вы ее не прочитаете. А даже если прочитаете, вы, вряд ли ее поймете. Японский авангардист Кэндзи Сиратори написал книгу сразу на четырех языках одновременно: японском, английском, латыни и С++. Жанрово это можно назвать киберпанком, но сюжет книги, наверное, известен только самому автору. Не верите? Вот отрывок.
"Коэффициент жестокости пса, источающего обнаженность себя //++убийственная паранойя нарко-эмбриона, что соизмеряет ее с трагическим кодом души/грамма// Он скачет::‹в будущем, когда потомство вызовет спазм›::голограммы, ген которых=ТВ изолированы, дышат и выдирают полосы мозга шума бойроида//‹‹в режим разрезки масс плоти, что слабеют››".
Переводчику, который переводил это все на русский язык можно смело ставить памятник.
Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"
Книга сложна ровно настолько же, насколько знаменита. Огромный трехтомный роман - ода капитализму, который сама Рэнд считала главным своим произведением, читается невыносимо скучно. Это произведение больше похоже на учебник по политике и экономике, в который вплели сюжет, нежели на социальную антиутопию, которой ее именуют. "Атланта" не только сложно читать, но и писался он с большим трудом. На него у Айн Рэнд ушло около 15 лет, а ключевой раздел романа - речь Джона Голта - автор сочиняла два года.
Джеймс Джойс "Улисс"
Этот список был бы неполным без "Улисса". Поверьте, это не та книга, которую стоит брать с собой в отпуск. Роман, признанный вершиной литературы модернизма, вмещает в себя невероятное количество исторических, философских, литературных и культурных аллюзий, а о его структуре до сих пор спорят научные умы. Сам Джойс однажды сказал, что он "вложил в книгу столько головоломок и загадок, что профессора еще многие столетия будут спорить о том, что я имел в виду". Добавьте сюда еще и то, что каждая глава написана разными литературными стилями и получите невероятно сложное, но гениальное произведение. Ах да, несмотря на то что в нем страниц примерно как в телефонном справочнике Киева, "Улисс" описывает всего один день из жизни дублинского обывателя еврейского происхождения Леопольда Блума.
Фридрих Ницше "Утренняя заря"
Хотите почитать Ницше? Начните с чего-то другого. Неподготовленные читатели просто ничего не поймут. По крайней мере, с первого раза так точно. А все потому, что Ницше в этой книге выстраивает настолько сложные текстовые конструкции, что порой понять смысл одного предложения можно только перечитав его раза три. И самое интересное, что сам автор ничуть не отрицает сей факт. Уже в предисловии он говорит: "С такой книгой, с такой проблемой нет надобности торопиться; кроме того, мы оба - я и моя книга - друзья медлительности. Не напрасно мы были филологами, не напрасно мы были учителями медленного чтения, - наконец, мы и пишем тоже медленно". Если же вы все-таки решитесь погрузиться в философские размышления Ницше о морали, то запаситесь терпением и временем.
Эльфрида Елинек "Дети Мертвых"
Читать "Дети Мертвых" нобелевского лауреата Эльфриды Елинек, это как смотреть фильмы Дэвида Линча. Вроде бы что-то и происходит, но как это все вписать в единую картину событий совершенно непонятно. Автор знаменитой "Пианистки" создала произведение, в котором сюжет подается такими тонкими и нечеткими штрихами, что возникают серьезные сомнения в том, есть ли он там вообще. Сложный авторский стиль, огромное количество метафор, символизма и вселенской безысходности, которой пропитаны буквально все страницы этого романа, превращают произведение в пытку для читателя.
Габриэль Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества"
Легендарная книга колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, написанная в стиле магического реализма. 20 глав этого романа представляют из себя закольцованную во времени историю, где события и имена героев повторяются снова и снова, объединяя фантазию и реальность. В тексте практически не используется прямая речь и диалоги, а сами предложения могут поразить своей длиной. Например, предложение из 16-й главы в печатном виде занимает две с половиной страницы. Ну, а не запутаться в именах многочисленных персонажей будет стоить вам огромных усилий. Если вы все же решили осилить это произведение, советуем выписывать имена героев или же распечатать себе генеалогическое дерево, благо в интернете уже все сделали до вас.
Джеймс Джойс "Поминки по Финнегану"
Да, Джеймс Джойс непростой автор. Кроме "Улисса" у него есть еще легендарные "Поминки по Финнегану". Подумайте дважды, стоит ли вам читать этот роман в оригинале. Почему в оригинале? Да, потому, что на русский язык его так и не смогли перевести. На данный момент из книги, которая вышла в далеком 1939 году, переводчики осилили всего две главы и отдельные эпизоды. А все потому, что этот экспериментальный труд мало того что написан "потоком сознания", так еще и содержит цепочку бесконечных каламбуров и неологизмов с использованием заимствований из почти 70 языков (в том числе придуманных самим Джойсом).
Салман Рушди "Сатанинские стихи"
Еще один роман в стиле магического реализма, изданный в 1988 году и сразу же попавший под строгий запрет во многих мусульманских странах. Удивительно, что они его запретили, ведь сев читать эту книгу, вы больше времени потратите на прочтение примечаний к ней, нежели на само произведение. И лишь не многие смогут дочитать ее до конца. В романе переплелись британская и индийская культура, ислам, сегодняшний мир и древний, ангел и дьявол. Чтобы разобраться во всех тонкостях, вам придется прочесть столько сносок, что они сами по себе могут вместиться в такую же по объему книгу.
Уильям Берроуз "Голый завтрак"
Хотите найти в этой книге сюжет? Оставьте попытки, здесь его попросту нет. Одно из главных произведений поколения битников нередко называют "антироманом", поскольку в двадцати трех главах книги содержатся обрывки рассказов, писем и другой неопубликованной прозы автора, собранных в совершенно произвольном порядке. Добавьте сюда огромное количество матов и сленга и получите текст, вникнуть в который очень сложно, а уследить за действиями персонажей и подавно. Если вы все же решились прочесть эту книгу, то лучше читайте ее в оригинале, переводчики не слишком хорошо справились со своей задачей.
Лев Толстой "Война и мир"
Ужас всех старшеклассников, роман-эпопея в четырех томах со списком персонажей, который, даже если просто перечислить их имена, не уместится на одной странице. Войны в книге мало, зато балов и светских раутов - хоть отбавляй. Конечно, свои поклонники есть и у такого рода книг, но если вы по какой-то причине прошли мимо этой книги в школе, подумайте дважды хотите ли вы ее начать читать сейчас. Впрочем, как снотворное она подходит отлично.