9 советов водителям: как защититься от  наездов  ГАИ

9 советов водителям: как защититься от "наездов" ГАИ

Знай свои права. Фото с сайта uch.org.ua

Показывайте права через стекло, дышите в алкотестер вместо лица инспектора и не отдавайте страховой полис "просто так". Дорожное законодательство меняется в последнее время настолько часто, что в нем водители уже начали путаться.

Вопросов на эту тему - множество. Какие документы и каким образом теперь нужно предъявлять: передавать в руки или просто показать? В каких случаях инспектор имеет право остановить водителя и забрать машину? Что грозит водителю за отказ платить парковщику и в случае неуплаты штрафов за нарушения ПДД? 

Попробуем ответить на эти вопросы и систематизировать информацию. чтобы общение с гаишниками стало приятным для вас, вашего кошелька и для него. Но в том случае, если все-таки инспектор перегибает палку, нужно знать аргументы для того, чтобы отстоять свои права и в прямом и переносном смысле.

1. Итак, представим себе обыденную ситуацию, когда вы едете по дороге и увидели автомобиль ГАИ с включенным проблесковым маячком. Согласно с новой редакцией ПДД (вступили в силу 26 сентября), водитель теперь обязан снизить скорость до 40 км/ч. Однако если раньше водитель обязан был сделать полную остановку, то теперь - только в случае подачи соответствующего сигнала регулировщика. Если же проблесковый маячок выключен и инспектор не требует остановки, спокойно можно ехать дальше, не снижая скорости (естественно, в разрешенных рамках).

2. Если же инспектор потребовал остановиться, помните, что делать это можно лишь с соблюдением ПДД - то есть плавно снижая скорость и перестроившись в крайний правый ряд. Нельзя останавливаться на мосту и под ним - такое требование инспектора можно игнорировать, кроме исключительных случаев (например, произошло ДТП и нужно оказать помощь пострадавшим). Важный нюанс: теперь водители после остановки работником ГАИ обязаны включать на своем автомобиле "аварийку".

3. В новых ПДД прописано, что автовладелец имеет право передать автомобиль без доверенности, однако важно, чтобы был полис Автогражданки первого типа (все полиса нового образца), либо в полисе старого образца записано имя человека, которому автовладелец передал машину. Правда, штрафовать за его отсутствие будут водителя, а не владельца автомобиля.

4. Выходить из автомобиля необязательно, а инспектор ГАИ обязан назвать обоснованную причину остановки, например, нарушение ПДД. Требовать от водителя он может лишь права и свидетельство о регистрации, причем документы можно просто показать через стекло, а не передавать в руки. А вот страховой полис нужно иметь при себе, но показывать сотруднику ГАИ лишь при необходимости оформления материалов ДТП либо для составления протокола о нарушении ПДД. Законодательством предусмотрено право инспектора осмотреть авто, но только при наличии оснований. Например, если точно такой же автомобиль находится в розыске.

5. Частый "развод" со стороны гаишников - говорить водителю, что он создал аварийную ситуацию, а за это законом предусмотрено лишение прав сроком от 6 мес. до 1 года. На самом деле в законодательстве о том, что такое аварийная ситуация, четко не написано. Однако при составлении протокола о таком нарушении работник ГАИ должен четко указать состав нарушения ПДД, которое допустил водитель, а также подробно описать, в чем именно заключалась аварийная обстановка. К протоколу обязательно должны прилагаться доказательства вины водителя: например, показания водителя, который был вынужден предпринять соответствующие меры безопасности. Если пострадавших нет, об аварийной ситуации речи идти не должно - права можно не отдавать.

6. Пропустить пешехода - святая обязанность водителя, тем более, когда речь идет о пешеходном переходе. Однако в вечернее время в час пик пешеходы нередко идут по зебре сплошным потоком. Водитель вроде бы и старается всех пропустить, но и пытается проехать, двигаясь на очень маленькой скорости и "рывками". ПДД требуют при проезде зебры "сбавить скорость, а в случае необходимости сделать полную остановку". А если вы проехали на небольшой скорости и столкновения с пешеходом не произошло (и с его стороны нет жалобы на то, что его не пропустили), значит необходимости в полной остановке не было.

7. Популярная просьба со стороны сотрудника ГАИ: "А ну дыхни". Большинство водителей сразу же соглашаются на это, однако ни один из законодательных актов "дышать" на инспектора не обязывает. В случае, если инспектор подозревает водителя в том, что тот ездит в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он обязан произвести комплекс действий. Во-первых, предложить водителю пройти добровольный тест. Во-вторых, по факту проверки составить протокол (бояться этого не нужно). В-третьих, пригласить двоих свидетелей (их данные записывают в протокол) и в их присутствии достать алкотестер, разъяснить водителю то, каким образом будет проводиться исследование, и попросить водителя продуть трубку. Если прибора у инспектора нет, водителя обязаны отпустить. В случае, если результат исследования меньше 0,2 промилле, инспектор обязан написать в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови выявлено не было либо он есть, но в допустимом количестве, со ссылкой на прибор. После этого дать копию протокола в одителю и отпустить его. А вот если прибор показал превышение этой цифры, то инспектор должен задать вопрос "согласен ли водитель с результатами теста". В том случае, если водитель согласен, то его отпускают, а протокол передают в суд. Но в случае несогласия в протоколе не указывают ничего, а водителя направляют в медучреждение (инспектор выписывает направление с названием медучреждения, номером протокола, датой. Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора, а авто водителя остается припаркованным на месте остановки. Уже у врача у водителя обязаны взять биологические пробы (кровь, мочу, слюну). Если врач признал, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если нет, инспектор ГАИ заполняет протокол, забирает права и передает их в суд.

8. Любимое занятие сотрудников ГАИ - проверить документы и в случае отсутствия любой "бумажки" забрать автомобиль и поехать на нем на штрафплощадку. Ни одно из вышеупомянутых нарушений не дает сотрудникам ГАИ права садиться за руль чужого автомобиля. Кроме того, нет никакой потребности в том, чтобы направлять автомобиль, пусть даже и пьяного водителя, именно на штрафплощадку. Автомобиль должен быть заблокирован спецсредством (например, блокиратором). Доставка же на штрафплощадку должна осуществляться лишь в том случае, если авто существенно мешает дорожному движению. Кроме того, сотрудник ГАИ, перед тем как задержать автомобиль, обязан предложить водителю вызвать другого водителя с правами, который может сесть за руль и отогнать авто.

Если инспектора ГАИ за руль авто нарушителя правил дорожного движения садятся сами и доставляют авто на штрафплощадку своим ходом, то такие действия подпадают под ст. 289 УК Украины "Незаконное завладение транспортным средством" - владельцу авто нужно подавать заявление в милицию. Обычно такого рода заявления в участке не принимают - в этом случае нужно сразу же жаловаться в прокуратуру, а затем и в суд. И хотя разбирательство будет длиться долго, но уже есть прецеденты, когда на инспекторов заводили уголовные дела за описанные нарушения закона.

Самый простой способ не отдавать автомобиль на штрафплощадку - заблокировать двери и положить ключи себе в карман. В том случае, если инспектор силой отберет ключи и вскроет машину, можно требовать еще и возбуждения дела по ст. 187 УК Украины "Разбой ... Нападение с целью овладения чужим имуществом...". На такое вряд ли кто-то из гаишников решится, хорошо понимая последствия.

9. Каких-либо законных оснований у парковщиков блокировать проезд автомобиля в том случае, если водитель отказывается платить за парковку, нет. Дело в том, что это не сбор и не налог, а услуга. Если водитель на нее не соглашался, навязывать ее никто не имеет права. 

Срочная доставка новостей в "Фейсбуке" и "В Контакте"!