Тайны дьявольского дома в Днепре: оживший сатир и ящик Пандоры в подвале

Тайны дьявольского дома в Днепре: оживший сатир и ящик Пандоры в подвале

Дьявольский дом на Вернадского, 13.

Горгульи и сатиры на крышах порождают немало легенд. Кто-то приписывает им мистическую силу, кто-то считает, что в них прятали сокровища. Но как объяснить пропажу одной из этих зловещих статуй с дома №13 на улице Вернадского (Дзержинского)? Ответа на этот вопрос нет. Складывается впечатление, что одной лунной ночью сатир просто улетел.


 

Валькирии и сделка с дьяволом

 


По легенде Ивановский заключил сделку с дьяволом, после чего в его жизнь пришли несчастья.

По легенде Ивановский заключил сделку с дьяволом, после чего в его жизнь пришли несчастья.

Единственное, что точно известно об этом доме, так это то, что его построили в 1890-х годах как доходный дом. Владел им состоятельный екатеринославский банкир Александр Ивановский. Его инициалы "А.И." можно увидеть на центральном медальоне.

Якобы изначально на доме не было ни валькирий, ни сатира. Здание было выстроено в модном в те годы стиле эклектики, которая предполагала смешение всевозможных неоготики, неоренессанаса и необарокко. Зловещие изваяния появились на доме после трагической гибели жены Ивановского. Говорят, что в этом деле замешан сам дьявол.

Ходили слухи, что зажиточный банкир безнадежно влюбился в некую заезжую красавицу, которая лишь не обращала на него внимания. По одной из версий ею была легендарная воровка Сонька Золотая ручка. Кстати, есть подтверждения, что эта женщина действительно бывала в наших краях в те годы.

Легендарная воровка Сонька Золотая Ручка.

Легендарная воровка Сонька Золотая Ручка.

Ивановский решился на крайний шаг и пошел к местной гадалке за помощью потусторонней силы, чтобы красавица обратила на него внимание. Там он якобы заключил сделку с дьяволом, пообещав заплатить за любовь Соньки Золотой ручки любую цену. Не прошло и недели, как девушка и вправду стала к нему благосклонна. Банкир часами пропадал у новой знакомой, а однажды даже не пришел домой на ночь. Жена Ивановского уже давно обо всем знала из городских сплетен. Женщина просто не смогла больше терпеть этот позор и наложила на себя руки.

Похоронив супругу, Ивановский продолжил встречаться с Сонькой, однако, теперь красавица просто вытягивала из него деньги. А однажды она просто "одолжила" у банкира крупную сумму и исчезла. Ивановский пытался ее разыскать, но безуспешно. 

Якобы после этой трагической истории на доме и появились фигуры валькирий, символизировавшие образы его любовницы и покойной супруги (та валькирия, что с закрытыми глазами). 

Валькирии над окнами и масонская символика на стене между ними.

Валькирии над окнами и масонская символика на стене между ними.

Валькирия, символизирующая жену Ивановского.

Валькирия, символизирующая жену Ивановского.

Интересно, что в скандинавской мифологии валькирии - это не просто мифические воинственные девы, помощницы Одина, но и бессмертные существа, участвующие в распределении побед и смертей в битвах. Это крайне символично, ведь в битве за любовь Ивановский так и не одержал победу.

По одной из версий жена Ивановского носила под сердцем ребенка, когда решила наложить на себя руки. Именно его скульптор и запечатлел в виде амура в раковине (чуть ниже валькирий).

Между окнами находится Амур в морской раковине, который якобы символизирует не родившегося сына Ивановского.

Между окнами находится Амур в морской раковине, который якобы символизирует не родившегося сына Ивановского.


 

Сбежавший сатир

 


 

Этот сатир пропал в 2013-ом году.

Этот сатир пропал в 2013-ом году.

Главной скульптурой дома была голова сатира. Зимой 2013-го года скульптура куда-то исчезла. Ход на крышу дома был закрыт, монтировочные машины к зданию подъезжали, на голову прохожим, слава Богу, тоже ничего не падало. Так куда же делся сатир? Не иначе как провалился сквозь землю.

По преданию, сделка с сатаной аннулируется, когда этот мир покинет последний из рода Ивановского. Что же, возможно, что-то произошло и дьявольский символ с дома исчез. Вместо него осталось только овальное окошко на крыше. Любопытно, что в оккультных науках такой овал символизирует мироздание, то есть "мир в здании", что подтверждают ангелы над проемами (те самые печальные валькирии).

Легенда о сделка с дьяволом связана еще с одной историей. По одной из самой невероятных версий, за сделку Ивановский должен был заплатить золотыми монетами, но как истинный банкир пожадничал и оставил деньги себе. На одной стороне монет были изображения ангелов, а на другой - бесов.


 

Ящик Пандоры и подземные ходы

 


"Чертов дом" под номером 13.

Найденный сундук с монетами открыли примерно в 1912-13 годах новые жильцы дома и, конечно, решили поскорее распродать найденное. Однажды в дом даже явилась гадалка, которая и заключила сделку с нечистой силой и велела вернуть ей сундук с золотом. Вещунья сказала, что это настоящий Пандоры, который принесет горе миллионам людей, если не вернуть монеты. Ее просто прогнали и не стали слушать.

Последнюю монету продали в 1914-ом году. Тогда началась Первая мировая война. 

Дальше легенда становится уж совсем невероятной -  в ней появляются масоны. Кстати, символы "вольных каменщиков" (молоток и циркуль) тоже есть на дьявольском доме. Представители этого тайного общества и собрали все монеты обратно в сундук. Произошло это аж в 1945-ом году, когда закончилась Великая Отечественная.

По другой версии, в подвале дома Ивановского создал настоящее "царство Аида", сделав там усыпальницу для своей жены. Из подвала шло около 5 подземных ходов в разные части города. На сегодня эту информацию подтвердить или опровергнуть сложно. Тоннели могли быть просто замурованы.