Восток дело тонкое: чем занимались японские гейши в Днепре

Восток дело тонкое: чем занимались японские гейши в Днепре

Видимо, неспроста в Днепре есть аллея сакур (в парке ДИИТа). Оказывается, наш город связан со Страной восходящего солнца еще с прошлого века. Все началось в 1923 году...


Двойник Чио-Чио-Сан

В 20-х годах прошлого века Екатеринослав впервые познакомился с японской культурой. В город приехала всемирно известная оперная певица Тамаки Миура. 39-летняя японка выглядела как 18-летняя девушка. На ее лице не было ни одной морщинки. Как написала газета "Екатеринославское утро" в 1923-ем году: "Мадам Миура вероятно знает секрет вечной молодости, иначе как объяснить ее небывалую свежесть и красоту..."

Тамаки Миура была приглашенной певицей в оперных театрах Монте-Карло, Барселоны, Флоренции и Рима. В Екатеринослав она приехала, чтобы исполнить партию японской гейши Чио-Чио-Сан  в опере "Мадам Баттерфляй" Пуччини.

Тамаки Миура в 39 лет

Тамаки Миура в 39 лет

Билеты на выступление знаменитой японки в Зимнем театре, екатеринославцы раскупили еще за несколько недель до ее выступления - настолько заинтриговали публику экзотические афиши с гейшей, скрывающей лицо за бумажным веером. Из-за бешеной популярности спектакля, опера шла каждый день на протяжении двух недель. Театралы недоумевали, как певица может выходить на сцену так часто, ни давая даже и дня отдыха голосовым связкам. Это была действительно огромная нагрузка. За Тамаки Миура начали следить любопытные екатеринославцы.

Тамаки Миура на сцене

Тамаки Миура на сцене 

 

Они караулили ее возле входа в театр, на прогулке в парке, возле гостинице. Нигде не было от них покоя. Наконец "сыщикам" удалось раскрыть секрет оперной дивы. Оказывается, вместе с Тамаки приехало еще две девушки, которых периодически гримировали под Миуру. Они-то и пели вместо нее на половине выступлений. Когда поклонники это узнали, то не на шутку разозлились и похитили все кимано для выступлений из гримерки звезды на кануне очередного спектакля.

Ровно в 19.30 опера все равно началась. Тамаки вышла на сцену в женском украинском народном костюме! Публика чуть не освистала ее за это, но певица закончила партию, как ни в чем ни бывало. Позже конферансье прокомментировал случившееся: "Мадам Тамаки Миура никогда не отменяет выступлений даже в случае кражи ее костюма".

Горе-поклонников, укравших кимоно поймала милиция, но оперная дива вместо того, чтобы написать на них заявление, сказала, что дарит им билеты в первый ряд на следующее ее выступление.


Чем занимались гейши в Екатеринославе

Вместе с Тамаки Миурой в Екатеринослав приехали две ее ученицы. Они-то и заменяли ее на некоторых выступлениях. Девушки были гейшами, но готовы были отказаться от этого ремесла ради выступлений на сцене оперных театров.

В европейской культуре сложился миф о том, что гейша - это аналог японской проститутки. Однако, это совсем не так. Куртизанок в Стране восходящего солнца называли юдзе. Их не обучали искусству и грамоте, внимание уделялось лишь эротическим премудростям. Юдзе носили кимано с широким поясом (оби) завязанным спереди, чтобы быстрее было раздеваться. В отличие от них у гейш было более сложное одеяние с множеством нижних платьев, а пояс завязывался сзади. Снять такой наряд самостоятельно было весьма непросто. Еще тяжелее было с прическами. 

Сделать хорошую прическу стоило больших денег, поэтому с одной такой "башней" на голове ходили 2-3 недели. Из-за этого японским красавицам приходилось спать на жестких валиках, которые клали под шею. Конечно, это было крайне неудобно, поэтому первые месяцы гейшу приучали спать на этой штуке достаточно жестоким способом - вокруг валика рассыпали рис. Если голова девушки соскакивала с псевдоподушки, в ее волосах сразу же оказывалась зерна риса, которые было очень долго выбирать из прически.

Валики под голову

Валики под голову

Из-за особенностей причёски у гейш часто выпадали волосы, и появлялась лысина, поэтому им приходилось носить парики. 

В гейши не шли от хорошей жизни. Обычно хозяйкам домов гейш продавали бедняки продавали за гроши своих же дочек. Если девочка была способной, ее отправляли учиться в специальную школу гейш с 10 лет, а если нет, то она становилась юдзе (проституткой).

За уроками гейша проводила по 12 часов в день, и у них был всего один выходной в две недели. Обучение длилось не менее 5 лет. и включало игру на японской лютне, традиционный танец, икебану, поэзию, каллиграфию, живопись, традиционные виды пения. При этом посещать занятия гейша должна была на всем протяжении своей профессиональной деятельности. 

Именно благодаря школе гейш и раскрылся талант двух учениц Тамаки Миура. После инцидента с кражей кимоно и разоблачением оперная дива решила временно отказаться от трюка с двойниками и пела сама. В это время одна из японок влюбилась в местного инженера и даже подарила ему рисовое пирожное (особый знак, который означал, что гейша крайне благосклонна к мужчине и готова с ним на близкие отношения). Однако, молодой человек оказался женатым. Супруга, узнав о романе благоверного с японкой, устроила скандал и даже обратилась в местную газету с жалобой на театральную труппу из Японии. Через несколько дней гастроли Тамаки Миура закончились, и она вместе с ученицами покинула Екатеринослав.