Тайны Набережной Днепропетровска

Тайны Набережной Днепропетровска

Набережная города строилась почти 100 лет...
Автор: Максим Кавун, Екатеринославъ - Днепропетровск

Днепропетровская Набережная считается одним из самых популярных мест для прогулок. Vgorode.ua расскажет, как Днепропетровск обрел одну из самых красивых и самую длинную набережную Европы.


Лесной склад и лесопилки

Так выглядела прибрежная промышленная зона Екатеринослава в 1903 году

С начала XIX века прибрежная полоса Екатеринослава была занята пристанями, лесными складами, лесопильными заводами. Лесная торговля до конца XIX века являлась важной составляющей экономики города. Днепровские пороги препятствовали судоходству, поэтому лесные товары выгружались здесь и транспортировались дальше по суше. В путеводителе 1910 года описывалось: "Берег Днепра от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей – один сплошной лесной склад. Это центр лесного рынка, где происходит продажа, скупка и распилка леса. На берегу несколько лесопилен, заваленных днем и ночью работой, особенно в летнее время".

Набережная в районе улицы Ленина. Конец 1950-х годов

В начале 1930-х годов прибрежная территория по-прежнему представляла собой скопление промышленных предприятий, пристаней и торговых помещений с хаотичной застройкой. Поэтому планом Днепропетровска 1933 года, было запроектировано построить обширную набережную, которая должна была облагородить береговую линию и стать одной из главных магистралей города. Вскоре начались и строительные работы. С 1934 по 1940 годы из-за недостаточного финансирования удалось частично благоустроить только небольшой участок от улицы Ленина до Железной (Миронова). Из запланированного была возведена лишь облицованная гранитом подпорная стена. В 1937 году работы были законсервированы и возобновились в 1940 году в районе улицы Харьковской, которая когда-то выходила к Днепру. Завершению работ помешала Великая Отечественная война.


Берег из песка и шлака с бетонным коллектором

Набережная в районе улицы Миронова. Конец 1950-х годов

К строительству Набережной вернулись в конце 1950-х годов. При этом были частично использованы довоенные сооружения. Велось оно сразу в двух направлениях: к парку Шевченко и к речному вокзалу. Набережная сооружалась путем намыва песка и подсыпки шлаков. Линию берега спрямили, часть прибрежной полосы расширили. Особенно значительной реконструкции подвергся берег в районе парка Шевченко. Раньше здесь гранитные скалы подступали прямо к воде. Береговая полоса в этом месте была создана частично за счет подрыва скал, частично путем насыпи песка и шлака.

Набережная в районе улиц Ленина и Миронова. 1961 год

Характерная особенность днепропетровской Набережной – в ее основании проходит бетонный коллектор для водонесущих и кабельных коммуникаций. Наружная стенка коллектора является одновременно подпорной стенкой Набережной. Такое решение было впервые применено в практике отечественного градостроительства. Ширина Набережной в центральной части – 67 метров. Сюда входят проезжая часть, прогулочная аллея, тротуары и зеленая полоса бульвара.

Набережная в районе улиц Ленина и Миронова. 1969 год

Территория вдоль Набережной начала застраиваться в 1963 году. Потребовалось много усилий, чтобы ликвидировать болотистую низину, расчистить многолетние свалки, снести обветшавшие постройки. Здесь появились многоэтажные жилые и административные здания. Одним из первых на центральном участке набережной выросло девятиэтажное здание института Укргипромез. В 1968 году была открыта двенадцатиэтажная гостиница "Днепропетровск". А самым известным объектом стал многострадальный долгострой – "Парус". Возле него, прямо в водах реки, построили круглое сооружение ресторана "Поплавок". Современный речной вокзал был выстроен в начале 1980-х годов, вместо старого здания в стиле "сталинский классицизм", построенного в 1950-х годах.


Больше 23 километров магистрали вдоль Днепра

Набережная в районе улиц Ленина и Миронова. 1976 год

Немного позже днепровскую Набережную стали развивать и в двух других направлениях: в сторону Мандрыковки и Лоцманской Каменки, и через заводскую зону до Новых Кайдак и Диевки. Путем гидронамыва увеличили берег Днепра вдоль бывших сел Мандрыковки и Лоцманской Каменки (Набережная Победы). В другом направлении – в районе крупных промышленных предприятий, десятилетиями скапливались доменные и мартеновские шлаки. Было решено расчистить территорию от отвалов и продлить Набережную на запад. Со временем, этот участок Набережной (Набережная Заводская) был доведен до жилых массивов Красный Камень, Коммунар и Парус.

Набережная в районе парка Шевченко. 1960-е годы

В апреле 1970 года, в честь 100-летнего юбилея Ленина, центральная часть Набережной была названа его именем. С 1978 года участок улицы от парка Шевченко до жилого массива "Победа" стал называться Набережная Победы. В истории появления Набережной особую роль сыграли два человека. Борис Мильман, управляющий трестом "Днепроспецстрой" – главный идеолог и реализатор проекта, и Владимир Зуев – видный архитектор – автор архитектурного решения. Памятник строителям улицы, появился в 1996 году на Набережной в районе парка Шевченко.

Набережная в районе Комсомольского острова. 1970-е годы

От "Паруса" до парка Шевченко на Набережной находятся несколько известных памятников: воинам, погибшим в Афганистане (1990), организатору воздушно-десантных войск Василию Маргелову (2000), героям подполья Николаю Сташкову (1975) и Захару Демьянченко (1965). Возле жилмассива Красный Камень возвышается памятник на месте форсирования Днепра в 1943 году воинами 152-й стрелковой дивизии (1985).

Набережная а районе парка имени Шевченко. 1978 год

В 2005 году участок Набережной от Нового моста до парка Шевченко был капитально реконструирован – изменена планировка бульваров, выложена тротуарная плитка, устроены новые фонтаны. Появилась интересная скульптура "Юность Днепра", изображающая трех девушек в украинских одеждах с венками во время праздника Ивана Купала.

Набережная в районе гостиницы "Днепропетровск". 1970-е годы

Так в течение столетия создавалась правобережная днепровская Набережная – гигантская магистраль длиной более 23 километров, состоящая из Набережной Заводской, Набережной Ленина и Набережной Победы и соединившая западную, центральную и восточную части Днепропетровска.