История Днепропетровского ж/д вокзала и Привокзальной площади

История Днепропетровского ж/д вокзала и Привокзальной площади

Главные ворота города должны были выглядеть совершенно иначе. Фото blogr.dp.ua

На месте современного вокзала Днепропетровска когда-то стояло совсем маленькое здание, которому крепко досталось в войну во время бомбежек. Привокзальная площадь также не сразу стала такой, какой мы привыкли ее видеть.


Как бомбежки разрушили "архитектурные излишества"

Очень красивое, но слишком маленькое даже по довоенным меркам, здание Екатеринославского вокзала было построено в неорусском стиле и открыто в 1884 г. Реконструкция станции и расширение вокзала предполагались железной дорогой еще в 1910-х годах, но так и не состоялись. Только в 1934 г. харьковский архитектор-конструктивист Е. А. Лымарь – впоследствии один из проектировщиков харьковского вокзала в стиле "сталинский ампир" (1952) – по заказу Сталинской железной дороги выполнил проект нового днепропетровского вокзала и реконструкции Привокзальной площади.

Его посчитали слишком формалистичным и чрезмерно дорогим для времен ударной индустриализации. Так властям удалось убить двух зайцев: сэкономить массу средств и не изуродовать архитектурный облик города очередным зданием в стиле конструктивизма (до войны ими успели застроить весь центральный проспект). В 1936 г. вместо коренной реконструкции Привокзальную площадь просто благоустроили: построили каменные ограды, создали бульвар со сквером и цветниками, уложили асфальт.

Фотографии 1942-го года

Во время бомбежек 1941 и 1943 годов старый вокзал сильно пострадал и в период оккупации лежал в руинах. О его восстановлении не могло быть и речи.

Проект вокзала был утвержден весной 1945 г. Предполагалось использовать для нового здания кирпич и тесаный гранит из разобранных руин старого вокзала. Однако начать строительство удалось только в марте 1946 г. А уже в 1947 г. обнаружилась просадка фундамента. Строительство было законсервировано, началось исследование грунтов, проект был переработан.

В 1948 г. утвержден новый проект вокзала, строительный объем которого был существенно уменьшен по сравнению с первоначальным. Возобновить строительство удалось только в 1950 г. Здание вокзала было окончено в 1951 г., а пассажирские тоннели под путями — в 1953 г. Вокзал являлся одним из крупнейших строений, возведенных в СССР в ходе восстановительного периода. При всей внешней импозантности его здание в свое время оценивалось как очень неудачное. Вокзал проектировался из расчета единовременного нахождения в нем 1400 пассажиров и должен был иметь строительный объем 31 000 кв. м, что на 8000 кв. м больше, чем у старого здания. Фактический объем вокзала превышает 57 000 кв. м. Почти в два раза завышена стоимость строительства. В то же время площади вокзала недостаточны для обслуживания проектного количества пассажиров, планировка запутана и неудобна, отсутствует ряд необходимых помещений.


Площадь и вокзал уменьшали и упрощали в процессе постройки

В проекте восстановления Привокзальной площади учли и использовали многие идеи по организации пространства площади из нереализованного проекта 1934 г.: площадь как продолжение проспекта Карла Маркса, создание широкого выхода на проспект, расширение улицы Комендантской (впоследствии Привокзальная). Площадь должна была существенно расшириться и превратиться в масштабную транспортную развязку – тогдашние ворота города.

Макет, 1950 год

На практике работа над проектом и его воплощением заняла довольно много времени. Первый вариант проекта разработали в 1948 г., а окончательный – в 1950, когда были уже закреплены все земельные участки под будущее строительство. В процессе доработки был упрощен план площади, уменьшены ее размеры. Строительство продолжалось с 1953 по 1956 года.

Проект, 1950 год

Как уже говорилось, в течение 30-х годов проспект застроили жилыми домами по модным проектам архитекторов-конструктивистов, что сказалось на его облике скорее негативно. Кроме того, от царских времен советским градостроителям досталась пестрая и хаотичная застройка проспекта разных этажности и стилей. Если можно так выразиться, в ходе боевых действий как захватчики, так и освободители города эту градостроительную ситуацию поправили: абсолютное большинство зданий лежало в руинах.

Поскольку в соответствии с заданием партии и правительства ансамбль центрального проспекта должен был демонстрировать величие подвига народа-победителя, при строительстве новых и реконструкции уцелевших зданий предпочтение отдавалось роскоши и шику стиля "сталинский ампир". 

Привокзальная площадь, 1957 год

Если стоять к вокзалу спиной, то слева видим пятиэтажный жилой дом, плавно заворачивающийся на углу с центральным проспектом (пл. Петровского, 2), а справа – симметричный ему дом на пл. Петровского, 1. B ходе борьбы хрущевского правительства с "архитектурными излишествами" этот дом потерял красивый шпиль. А напротив на торце площади возвышается замыкающий ее композицию семиэтажный жилой дом на 69 квартир (архитектор В. А. Зуев). Именно за это здание вышеупомянутый авторский коллектив получил третью премию в том же 1956 г.


Привокзальная площадь должна была выглядеть совершенно иначе

Согласно первоначальным разработкам, Привокзальная площадь, первая из семи запланированных, должна была выглядеть совершенно иначе. Посредине сквера с памятником Петровского намечалось разместить величественный фонтан с водяным зеркалом. А с противоположной от вокзала стороны должен был вырасти обелиск Победы, который реализовался как памятник Славы в другом конце проспекта. Трамвайное полотно, которое планировалось перенести на параллельные центральному проспекту улицы, осталось на том же месте, где находилось изначально еще с 1906 г. Линия трамвая не должна была выходить на Привокзальную площадь – лишь дотягиваться до нее по параллельной проспекту улице и там же разворачиваться в обратном направлении. Вот как это представляли себе градостроители 40-х.

Проект, 1948 год

В 1966 г. Привокзальная площадь получила идеологически выверенное имя Ленинского комсомола. Однако носить его пришлось недолго – уже в 1976 г. ее переименовали в площадь Петровского. Произошло это в связи с установкой памятника деятелю, которого одни считают исторической личностью и патриотом, а другие демонизируют и приписывают ему организацию Голодомора на Днепропетровщине.

Фото 1976 года


Все вокзалы в одном

Уже в 70-х годах был разработан еще один любопытный проект, связанный с площадью Петровского и одним из ее зданий – прижелезнодорожным почтамтом. Предполагалось, что после завершения его строительства в 1982 г. территория перед его главным фасадом должна быть расчищена, здания на этом месте снесены, и пространство двух площадей – Петровского и Островского – объединятся в единый градостроительный ансамбль.

Дело в том, что градостроители 70-80 годов предлагали создать единый узел, объединяющий вокзалы различных видов транспорта – железнодорожный, авто- и авиа – сосредоточив их в одном месте. Для этого предлагалось реконструировать старый автовокзал в агентство Аэрофлота, а его функции перенести в новое здание, спроектированное коллективом под руководством В. Веснина. Другим звеном этого грандиозного узла должен был стать новый речпорт по проекту того же коллектива. В его основу легла революционная для того времени идея: пятно застройки уменьшалось за счет размещения основной части здания над водой.

Этот градостроительный ансамбль реализовался медленно и также остался незавершенным. Если новый речпорт строился в 1986-88 гг. на месте прежнего здания в классическом стиле, а новый автовокзал был закончен только в 1993 г., то Аэрофлоту крупно не повезло. Здание старого автовокзала снесли уже в конце девяностых, а на его месте возникла "архитектурная доминанта" района – Славянский базар, скоропостижно и таинственно сгоревший в сентябре 2009. А площади Петровского и Островского до сих пор разделяет одна из самых узких и грязных улиц города.

Но это еще не значит, что идею похоронили. В наше время аналогичный проект объединения двух площадей и реконструкции комплекса окружающих днепропетровский вокзал зданий по заказу Приднепровской железной дороги разрабатывает коллектив "Днепрожелдорпроекта".