История строительства метро в Днепропетровске

История строительства метро в Днепропетровске

Днепропетровский метрополитен длиной в 7,8 км. Фото с сайта metro.dp.ua

Почти месяц назад Президент Украины Петр Порошенко подписал проект завершения строительства метрополитена в Днепропетровске. Согласно финансовому соглашению между Украиной и Европейским инвестиционным банком, на достройку метро Днепропетровск 152 миллиона евро кредита.


Метро строилось под укрытия

А началось все в начале 80-х годов прошлого века. Когда в Днепропетровске родился миллионный житель (в середине 70-х годов), возникла потребность развития скоростного внеуличного транспорта.

Одной из основных версий появления в Днепропетровске подземки глубокого заложения стал стратегический фактор. В разгар "холодной войны" за рубежом была разработана карта важнейших военных объектов СССР, по которым планировалось нанести атомные удары. В перечень городов-целей попал и Днепропетровск, который в те годы был закрытым городом и являлся союзным центром ракетостроения. Именно поэтому, возможно, в Днепропетровске было решено строить еще один объект гражданской обороны – метрополитен. Предпочтение было отдано глубокому заложению. Именно этим и объясняется, что пять из шести станций первого пускового участка – глубокие (причем глубина заложения доходит почти до 70 метров!). Хотя, судя по рельефу, геологическому и гидрологическому состоянию грунтов, вполне можно было бы обойтись мелким заложением.

Торжественный митинг в честь закладки ствола №4. Фото с сайта metro.dp.ua


Секретный объект в закрытом городе

Горсовет решил обратиться к земляку – Первому секретарю ЦК КПУ Владимиру Щербицкому, который поддержал предложение строительства в Днепропетровске метрополитена, но предупредил: "Скоро к вам приедет генеральный, с ним и решайте". В сентябре 1979 года свою родину посетил Леонид Ильич Брежнев. Ему вручили алую ленту и удостоверение №1 Почетного гражданина Днепропетровска, дабы подсластить просьбу о метро. Но Леонид Ильич отрезал: "Вот придет ваша очередь – и стройте!". Тут и подключился Щербицкий: "Город-труженик, город славных традиций". В общем, убедили генерального, что метро Днепропетровску нужнее, чем другим. И Брежнев подписал ходатайство о строительстве.

Строительство станции глубокого заложения. Фото с сайта metro.dp.ua

В 1979 году Совет Министров СССР утвердил, а ЦК КПСС поручил Госплану, Министерству путей сообщения и Минтрансстрою СССР решить все вопросы по сооружению метрополитена в Днепропетровске. В ускоренном темпе проводились изыскательские работы, институты Москвы и Харькова разрабатывали проект. 15 марта 1982 года Совет Министров СССР включил Днепропетровский метрополитен в титульный список важнейших строек страны.

Со всего Союза, в Днепропетровск потянулись строители-тоннельщики и метростроевцы: из Донбасса, Харькова, Киева, Кривого Рога, Ленинграда, городов Урала. Лишь немногие знали и понимали, что на самом деле в Днепропетровске строился не просто скоростной внеуличный транспорт, а еще и секретный стратегический объект.

В августе 1959 года Днепропетровск стал закрытым городом. Для сохранения этого статуса тщательно скрывался факт рождения в Днепропетровске миллионного жителя, ведь, согласно международным нормам, все города-миллионеры открыты для свободного посещения не только гражданами своей страны, но и иностранцами.

Строительство наклонного хода станции "Вокзальная". Фото с сайта metro.dp.ua

Поначалу строительство шло хорошо, однако, 10 ноября 1982 года скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев... Первое время, строительство метрополитена продолжалось "по инерции", но в связи с начавшимися в экономике СССР трудностями объемы финансирования и, соответственно, строительства начали уменьшаться.

В 1988 году город посетил тогдашний генсек – Михаил Горбачев. Пообещав разобраться с вопросом о строительстве метро, он так и уехал, оставив город с пустыми обещаниями.

Спустя три года не стало и самого СССР, а вместо него появилась новое государство – Украина. Днепропетровск перестал быть закрытым городом, а недостроенный метрополитен так и остался одновременно символом ушедшей эпохи и "светлого будущего"...

Строительство станции "Заводская". Фото с сайта metro.dp.ua


Начали при Брежневе, закончили при Кучме

"Светлое будущее" никак не наступало, настали кризисные 90-е, строительство метро практически полностью остановилось. Руководство города понимало, что оставлять такой долгострой нельзя. Для приближения срока сдачи первый пусковой участок было решено сократить: с восьми до шести станций. В СМИ постоянно назывались новые сроки открытия, которые также постоянно переносились.

В 1993 году Президент Украины посетил Днепропетровск и дал обещание продолжить строительство. Однако на деле ситуация никак не изменилась, и лишь в конце 1994 года было принято решение во что бы то ни стало открыть метрополитен в 1995 году. Горожане эту новость встретили с легкой улыбкой, так как мало кто верил в реальность слов: при тяжелейшем состоянии экономики город в одиночку не смог бы "вытянуть" такую стройку, а на какую-либо значимую поддержку от государства рассчитывать не приходилось.

Строительство тоннелей первой очереди. Фото с сайта metro.dp.ua


Почти 2 триллиона на вагоны

Но вскоре работа на стройке вновь забила ключом, строительные работы велись круглосуточно. С полным правом можно сказать, что метрополитен строил весь город!

Кабинет министров Украины выделил 1,95 триллионов карбованцев для приобретения 45 вагонов на Мытищинском (20 вагонов) и Петербургском (25 вагонов) вагоностроительных заводах, а также нескольких единиц специального подвижного состава.

29 декабря 1995 года двери Днепропетровского метрополитена были открыты для пассажиров.

Первый пусковой участок, протяженностью 7,8 км, протянулся с запада на восток вдоль правого берега Днепра. Он состоит из шести станций: "Коммунаровская", "Проспект Свободы", "Заводская", "Металлургов", "Метростроителей", "Вокзальная".

Станция "Вокзальная". Фото с сайта metro.dp.ua


Это интересно

Мистический Днепропетровск: дом с привидениями и "блуждающая могила" >>>

Загадки истории: военные укрепсооружения на зданиях Днепропетровска >>>

История ЦУМа - места, где погибли 11 тысяч человек >>>

Загадки истории Днепропетровска: цирк, который дважды сравнивали с землей >>>