Как казаки Новый год и Рождество отмечали

Как казаки Новый год и Рождество отмечали

Праздновали весело, но по-своему. Фото с сайта psk.at.ua

Предки нынешних днепропетровцев не ставили елок и не звали Деда Мороза - вместо этого они выбирали атамана и устраивали по этому поводу праздник.

Об этом на пресс-конференции в "Днепре Вечернем" рассказал председатель Днепропетровской областной общественной организации "Историческое наследие Запорожского казачества имени Н.Л. Коржа", потомственный казак Владимир Корж.

Владимир Корж указал, что Новый год, как таковой, который сегодня отмечается в стране, запорожские казаки не отмечали. 

- Дело в том, что понятие Нового года казаки отождествляли с какими-то событиями. Смена зимы на весну, весны на лето. А как таковой Новый год у казаков и славян в целом отмечался осенью, после уборки урожая. И приходился он на день Осеннего равноденствия — 23 сентября, - заявил он.

А с 31 декабря на 1 января казаки усердно готовились к выборам. И 1 января происходили выборы Сечевого кошевого атамана и в несколько последующих дней — казацкой старшины: кошевых судьи, писаря, кухаря, знахаря и, соответственно, куренных атаманов. 

Происходило это так: обычно выдвигались два или три претендента. Выборы были предельно прозрачными. Вызывался на Коло — специальный помост перед церковью претендент. И казаков вопрошали: кто за этого претендента. Все желавшие выходили и становились по правую руку от претендента, а остальные оставались на месте. Потом за второго и, если надо было за третьего. После чего выборные казаки с писарем пересчитывали подушно всех, стоявших по правую руку от желаемого ими атамана. Если результаты такого выбора были практически одинаковыми, тогда приступали к голосованию. И какая команда какую перекричит, тот атаманом и становился. Все предельно прозрачно и демократично.

Когда кошевой атаман все-таки выбран был, то казаки из своих ружей, пистолей и пушек давали салют в честь новоизбранного атамана. После чего все казаки садились за столы и начинались празднества по этому поводу. За столы садились по куреням (примерно 1000 человек), каждый десяток отдельно, на каждую сотню выделялись кушанья, которые раздавали сотенный кухари, а сотник, зная способности и физическое состояние каждого разливал казакам горилку или другие напитки и строго следил за тем, чтобы каждый казак из его сотню оставался "в адеквате".

Блюда были в основном рыбные всех видов, а также разнообразные соления, немного мясных блюд, праздничный кулеш и караваи, а также фрукты и узвары — аналог современных компотов.

В перерывах между застольями проводились казачьи игры: боролись на руках, толкались, но без ударов лава на лаву, фехтовали на саблях до первой царапины.  Проигравшим больше не наливали. Вот так в основном и праздновали выборы, которые проходили 1 января, то есть, в современный Новый год.

Как же праздновалось Рождество у казаков? 

В виду того, что государственной религией было христианство православного греческого обряда, а с властями казаки конфликтовать по этому поводу не хотели, а смешивали настоящую славянскую ведическую веру и некоторыми обрядами и праздниками христианства. Поэтому на Рождество в образе Вифлеемской звезды они носили звезду Велеса — шестиконечную звезду, которая олицетворяет собой бесконечность круговорота жизни: треугольник вершиной вверх — мужское начало, вершиной вниз — женское, соединенные — рождение новой жизни.

Казаки ходили в церковь, а потом носили звезду Велеса, обряжались ряженными (от слова "Образ") в животных, покровителем которых и был Велес, пели колядки (опять же от слова Коляда — одна из ипостасей Бога, означающая Солнцеворот с зимы на лето) и проводили совместную трапезу.

Напомним, по традиции, на рождественском столе должны быть 12 блюд.

Срочная доставка новостей в "Фейсбуке" и "В Контакте"!