В Днепропетровске  попрали  культуру

В Днепропетровске "попрали" культуру

Культурной элите Днепропетровска урезали зарплаты на треть. Фото www.mic-ua.narod.ru.

Еще в декабре прошлого года днепропетровские учреждения культуры стало лихорадить, пишет prodnepr.dp.ua. Обычные зрители ничего не заметили: все так же на местных сценах шли спектакли и концерты – актеры и музыканты не митинговали, не объявляли бойкотов (многие, кстати, и сейчас согласны комментировать сложившуюся ситуацию исключительно за кулисами, "не для прессы"). Они по-прежнему добросовестно работали – по вечерам для взрослых, по утрам и днем – на детских новогодних праздниках... А по ночам подолгу не могли заснуть и думали: как и чем они уже через пару месяцев будут кормить свои семьи? Сегодня у них в запасе остался один месяц, скажем так, прежней жизни. Однако слово – пострадавшим (или уже почти ставшими таковыми) от государственной машины реформирования. Которую, надеемся, еще можно остановить...

Наталья ПОНОМАРЧУК, главный дирижер академического симфонического оркестра Днепропетровской областной филармонии, заслуженный деятель искусств Украины:

"Нельзя строить дороги, уничтожая при этом культуру"

- В середине января наш коллектив вернулся с успешных гастролей по Испании. Нужно сказать, что хотя мы уже долгое время являемся академическим оркестром, надбавку за такой статус (как это происходит в академических театрах) никогла не получали. В конце 2010 года у нас появилась надежда: вроде бы с 1 января, согласно указу Кабинета министров Украины, нам в два раза повысят зарплату. Но по возвращении на родину нас ждала невеселая новость: нам не только не повысили прежнюю зарплату, но и урезали ее на 30 процентов. И вот теперь заработная плата музыканта симфонического оркестра будет составлять одну тысячу гривен в месяц.

Мне кажется, авторы этой реформы просто не поняли, что они сделали. На каком основании государственные мужи хотят уничтожить культуру? Ну построите вы дороги – и что? Кто будет по ним ездить – люди, которые не слушают хорошую музыку, не читают умных книг, не видят нормальных спектаклей? Разве они будут развивать эту страну? Сейчас наша задача – убедить тех, от кого зависит наше дальнейшее существование, в том, что мы нужны городу и области. Есть еще одна проблема, о которой не могу не сказать: в Днепропетровске нет хороших с точки зрения акустики залов – по крайней мере, для звучания симфонического оркестра. На третьем этаже нашей филармонии есть феноменальный в этом смысле зал – Киев позавидовал бы! Но его нужно отремонтировать. Неужели миллионному городу, нашей области этот зал не нужен?

Александр ШАРОВАРОВ, генеральный директор Днепропетровского академического театра оперы и балета:

"Футбольный клуб из Хацапетовки не выиграет "Евро-2012"!"

- Да, сегодня нашему театру реально сократили финансирование на 13, 2 процента от той суммы, которая была выделена в 2010 году. Однако есть большая надежда на то, что это будет пересмотрено. Я знаю, что председатель Днепропетровского областного совета Евгений Удод создал рабочую группу из финансовых аналитиков, которые сейчас изучают работу всех учреждений культуры нашей области. По результатам и будет принято решение относительно финансирования как нашего, так и других театров. Пока что в январе и феврале наши сотрудники получают заработную плату в полном объеме, а вот уже в марте творческие работники вполне могут стать обладателями гораздо меньшей получки. Так, может быть полностью ликвидирована доплата за выслугу лет, а надбавка за академичность будет увеличивать зарплату не в 2 раза, как это происходит сейчас, а приблизительно в 1, 6 раза. Таким образом, наши творческие работники потеряют от одной до двух тысяч гривен каждый месяц.

Самое ценное в оперном театре – это труппа. И когда люди разбегаются кто куда, разъезжаются от нас по всему миру, – это страшно. На сегодняшний день у меня уже есть один факт увольнения: солист балета Евгений Кучвар с 1 февраля работает не у нас, а в санкт-петербургском балете Бориса Эйфмана. У меня в столе лежит и заявление об увольнении художественного руководителя нашего театра – хореографа Олега Николаева. Но я это заявление не подписываю и стараюсь уговорить Николаева остаться: в конце марта должна состояться премьера его детища – балета "Цветок папоротника"…

Думаю, в театре оперы и балета давно надо ввести контрактную систему: пускай другие театры не переманивают, а перекупают у нас артистов! Так мы хоть что-то заработать сможем, коль мы потратили уйму времени и средств на то, чтобы взрастить его. В Днепропетровске сегодня только 28 человек, которые могут петь оперу, – других просто нет! Когда в 1974 году у нас открывался оперный театр, отовсюду звали лучших артистов – им выделили 174 квартиры. А что сейчас мы можем предложить не приезжим – даже своим артистам? На какие средства развиваться, ставить новые спектакли? Ведь невозможно футбольному клубу из Хацапетовки выиграть "Евро-2012"! А повышать цены на билеты, как нам советуют, мы не хотим: не такой богатый наш зритель…

КОММЕНТАРИИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ

Михаил СОКОЛОВ, народный депутат Украины, автор программы "Культура и духовность Днепропетровщины":

- Я уверен, что как без молитвы деревня не стоит, так и без культурной жизни невозможно представить себе существование областного центра. Думаю, что совместными усилиями, приложенными сообща с местной властью, мы не допустим того, чтобы финансирование культурной отрасли существенно уменьшилось. Сокращения рабочих мест и зарплат в этой сфере допустить нельзя! Является ли культура приоритетным направлением в развитии нашего региона? Она должна быть приоритетом, если речь идет о цивилизованном государстве! Тем более так должно быть в Днепропетровске, где уже очень много лет работает много прекрасных театров, творческих коллективов. Общество, лишенное культурных и духовных ценностей, неизбежно понесет колоссальные потери – этого быть не должно!