Долой средний класс: в Украине появился новый тип потребителей

Долой средний класс: в Украине появился новый тип потребителей

Фото: pixabay.com

К среднему классу себя причисляют около половины украинцев - об этом свидетельствует много социологических опросов.  Но время не стоит на месте и многие эксперты заявляют о новом типе потребителей в Украине, пишет hyser


Почему украинцы считают себя средним классом

Как только заходит речь об украинском среднем классе, тут же выясняется: о том, кого можно отнести в эту категорию, нет единого мнения ни у экспертов, ни у простых украинцев. Экономист Андрей Мартынюк считает: в зависимости от подхода и выбора параметров оценки украинский средний класс может составлять от 1 до 30% украинцев. Нижний порог – это мнение экспертов, а верхние 30% – это субъективное мнение самих украинцев.

В частности, среди причин, позволяющих украинцам заносить себя в "крепкие середняки", назывались следующие:

- средний уровень доходов;

- "просто так себя чувствуют";

- не желают относить себя к бедным, поскольку это унизительно;

- хотят жить как в ЕС;

- занимаются деятельностью, характерной для среднего класса;

- имеют высокий уровень образования;

- имеют друзей, принадлежащих к среднему классу.

 Дело в том, что человеку вообще свойственно относить себя к чему-то среднему, поскольку "средний" у многих ассоциируется с понятием "нормальный".


Средний класс на самом деле

 Экономисты считают, что, прежде всего, надо отталкиваться от образа жизни, который, в свою очередь, диктуется уровнем доходов. Очевидно, что доход представителя среднего класса не может быть ниже определенного оптимума – в Украине это $500 в месяц на человека.

У представителей европейского среднего класса доля расходов на еду не превышает 20–25% от общего уровня расходов. Таким образом, подсчитав собственные расходы на продукты и умножив их на пять, каждый сможет получить "нижний порог" заработка, имея который, вы можете с некоторой долей вероятности причислять себя к среднему классу.


Новый класс - омникальный

Средний класс как понятие и основной сегмент, на который ориентируются все компании, занимающиеся товарами широкого потребления, устаревает. Такое мнение высказал директор по работе с розничными сетями компании Nielsen Украина Юрий Лищук.

- Сегмент сокращается в процентном соотношении населения в странах с развитой экономикой, а в странах с развивающейся экономикой рост среднего класса замедляется,- считает эксперт. – Поэтому, чтобы выиграть борьбу за потребителя и процветать, компаниям, прежде всего, необходимо определить новый потребительский сегмент.

По словам Юрия Лищука, сегмент этих новых потребителей определяется пятью основными опциями:

- Наличие доступа в интернет.

- После покрытия всех необходимых расходов остаются средства.

- Человек готов их тратить.

- Предпочтение отдается премиальным товарам и услугам, при условии, что человек может их себе позволить.

- Предпочтение передовых трендов в потреблении.

- Это, в основном, молодые люди, которые живут в городах, активно используют технологии во всех сферах жизни и отличаются высокой уверенностью в своем будущем, - поясняет Лищук.

Омниканальные потребители по определению вовлечены и требовательны – это и делает их такими привлекательными для производителей и продавцов. Эти потребители нового типа ищут новые товары и услуги, пользуются новыми доступными технологиями, но при этом умеют считать деньги и желают получить от компании ощутимую выгоду.

В The Demand Institute, организации-партнере Nielsen, подсчитали,  в 2015 году в мире насчитывалось 1,5 миллиард таких потребителей, а к 2025 их число удвоится.