Великая суббота 2013: история, смысл и традиции

Великая суббота 2013: история, смысл и традиции

Сошествие Христа в ад. Фото: aif.ru

Важность и особенность Великой субботы в том, что, как отмечается в церковной литературе, с одной стороны это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой - это то время, когда совершается победа Господа над смертью и адом. Одним словом, смерть и воскресение в Великую субботу всегда вспоминаются вместе.

Краткая хроника событий, произошедших после пятницы, когда Христос принял крестную смерть, согласно Писанию, такова. По римскому обычаю, тела тех, кто был распят, традиционно оставались на крестах с тем, чтобы в итоге стать добычей птиц, но при этом можно было попробовать получить разрешение начальства, чтобы похоронить их.

За таким разрешением к Пилату пришел один из членов синедриона, Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа: он приобрел плащаницу (специальное дорогостоящее полотно) и попросил у Пилата выдать ему тело Христа.

Разрешение было получено, тело завернули в плащаницу – и поместили в пещере в саду Иосифа, находившемся недалеко от Голгофы.

Такова библейская история погребения тела Христа. Что касается сошествия Иисуса во ад, нужно отметить, что этот сюжет не описан ни в одном из четырех Евангелий. Сошествие во ад упоминается в апостольских посланиях (Еф. 4, 8-7; 1 Петр. 3, 19-20), но достаточно кратко.

Наиболее полно сошествие Христа во ад описано в апокрифическом "Евангелии от Никодима", написанном в 3 веке. В главе "О воскресении Христове и о сошествии его во ад" говорится: "Исус Христос сниде во ад, диявола гоня". Дьявол оказывается побежденным, и Христос "связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий". Кроме того, этот сюжет отражен и в иконографии – он служит каноническим иконописным сюжетом:  под ногами у Христа разломанные и сорванные створки адовых врат, а из черной бездны, из самого ада Господь выводит праведников за руки.

Особенности богослужений

Согласно традиции исчисления церковных суток, день Великой субботы в православии начинается с вечера пятницы, когда служится утреня.

Это богослужение проходит следующим образом. На специальном возвышении посреди храма находится украшенная цветами плащаница – икона Христа, лежащего во гробе.  Песнопения утреннего канона славят Господа, смертью победившего смерть.

После песнопений совершается Крестный ход, в рамках которого с пением "Святый Боже…" плащаница обносится вокруг храма. Народ с зажженными свечами следует в торжественной процессии под погребальный звон колоколов.

Уже в субботу утром совершается следующее очень важное богослужение. Это вечерня с литургией Василия Великого, которая считается одной из самых красивых служб церковного года. Часть Литургии совершается в центре храма перед плащаницей.

Именно во время этого богослужения происходит торжественный и ожидаемый прихожанами момент: примерно в середине службы священнослужители меняют на себе темные одежды на светлые облачения. Момент, когда священник в белых одеждах читает Евангелие о воскресении Христовом, является важнейшим моментом службы. Еще один прекрасный штрих: по традиции, женщины, молящиеся за Литургией, в этот момент также меняют темные платки на головах - на светлые. Таким образом, в одно мгновение преображается весь храм.

После окончания субботнего  богослужения в храмах до вечера совершается освящение куличей и пасх.Кроме того, у православных существует традиция в течение субботнего дня  совершать своего рода прогулку по храмам города - с тем, чтобы в каждом из них приложиться к плащанице (которая будет выставлена в храмах до вечера). Такая благочестивая привычка, уточняют священнослужители, помогает в этот важный день внутренне не рассеиваться, сосредоточившись на главном. Что это за чувство, на котором нужно сосредоточиться? Дело в том, что в день Великой субботы верующие как бы сами находятся у гроба Господня и ощущают острое мгновение Богооставленности, которое сразу же "опровергается" предпасхальной радостью: ад повержен, Господь восторжествовал.

Благодатный огонь

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в храме Воскресения в Иерусалиме, который был построен на месте горы Голгофы, месте погребения Христа, и сада, где Его, воскресшего, встретила Мария Магдалина.

В субботу примерно в полдень в храм Воскресения входит крестный ход во главе с патриархом Иерусалимским и три раза обходит вокруг часовни, возведенной над Гробом Господним. Процессия останавливается перед ее вратами. В это время в храме находится множество людей, все огни потушены. Часовню и даже самого патриарха, снявшего облачения, обыскивают полицейские – они удостоверяются, что нет ничего, чем можно было бы тайком разжечь огонь.

Затем патриарх входит в часовню и становится на колени перед Гробом Господним, моля Бога о ниспослании Святого огня. Бывает, что патриарх может молиться часами, однако каждый год в ответ на его молитвы на мраморной плите Гроба Господня появляются шарики огня. От этого огня патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем передаются народу. Собравшиеся люди с ликованием и радостью передают Благодатный огонь друг другу.

Что происходит поздним вечером субботы

Уже в двенадцатом часу ночи в православных храмах совершается так называемая Полунощница, служба, на которой поется канон Великой субботы. В конце священники переносят с середины храма в алтарь плащаницу. Там она остается до праздника Вознесения Господня (13 июня в 2013 году) – в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Сразу после Полунощницы начинается Пасхальный Крестный ход и Пасхальная заутреня, в ходе которой впервые звучит возглас "Христос Воскресе!". Наступает Пасха.

Использованы материалы сайтов Pravoslavie.ru, Patriarchia.ru, Pravmir.ru