История авиации Екатеринослава:  Мастер джиу-джитсу на аэроплане

История авиации Екатеринослава: "Мастер джиу-джитсу на аэроплане"

Самолет С. Уточкина
Автор: Ольга Невмержицкая

Студенты-горняки хотят летать!

Начало 20 века принесло множество технических "чудес". Одним из них по праву можно считать способность человека, оторвавшись от земли, подняться в воздух. На развитие авиации возлагали большие надежды  правительства крупных держав, в числе которых, была и Россия. Екатеринослав, с начала 20 века возвративший себе статус южной столицы империи, также удостоился специального решения об открытии Императорского Русского Технического общества, которое возглавил Иван Тихонов. В 1903 году с небывалым успехом в городе состоялась демонстрация модели металлического дирижабля ростовчанина Григория Кириллова. 

Известно, что любые новшества лучше всего воспринимаются молодежью. Неудивительно, что в 1908 году после публичной лекции профессора Николая Делоне об авиастроении, прочитанной в стенах Горного училища, студенты даже собрали деньги для постройки планера по чертежам Делоне. Спустя 2 года, в 1910 году, в Горном училище открылся кружок воздухоплавателей. Председателем стал Петр Леонтовский, поскольку именно на его средства строился планер. 

"Любите девушки отважных летчиков!"

В июне 1910 года в Екатеринославе открылась Южнорусская промышленная выставка. "Авиационный вопрос" оказался для этого события весьма актуальным. Комиссия выставки рассматривала сразу несколько предложений  об организации полетов. Местный авиатор Краузе по неизвестным причинам получил отказ на демонстрацию своего аэроплана. Некий Жильбер из Парижа пытался получить разрешение на организацию "летающих прогулок" на воздушных шарах. Комитет выставки и на этот раз остался непреклонен. Тогда неизвестные, но весьма остроумные  энтузиасты предложили  построить самолет за счет средств выставочного комитета. Дескать, возможно хотя бы таким образом горожане получат возможность понаблюдать за полетами.  

Сергей Уточкин (1876-1916)

Страсти мгновенно улеглись, когда в Екатеринослав, в рамках своего авиатурне, прибыл Сергей Уточкин. Однако, даже такому известному авиатору, как Уточкин, не удалось удачно взлететь с первого раза. В самом начале выставки показательный полет  завершился неудачно. На территории реального и коммерческого училищ (сейчас – проспект Пушкина  возле 2-й школы и военного госпиталя) соорудили аэродром.  Аэроплан Уточкина "Фарман-4" совершил взлет, зацепился крыльями за ветви деревьев и рухнул. Газета "Русское слово" довольно ехидно прокомментировала это событие: "Сегодня во время полета Уточкина во дворе реального училища "Фарман" при крутом повороте зацепился за дерево и упал. У "Фармана" поломаны пропеллер и нижняя рама и изогнулись колёса. Уточкин слегка ушиб руку".

Неудачи полета объяснялись недостаточной площадью аэродрома и плохой погодой. По инициативе устроителей выставки и городских властей подготовили новый аэродром в конце улицы Полевой (сейчас – проспект Кирова). К радости горожан, после ремонта аэроплана  состоялись вполне удачные полеты. Местная пресса писала, что никто из жителей города и даже провинции не устоял перед соблазном своими глазами увидеть чудо-машину и смельчака, решившегося в ней подняться в воздух. Городские извозчики в тот день получили неплохую прибыль, вдвое увеличив плату за доставку желающих "до аэродрома". Те, у кого не хватало денег для аренды частного транспорта, атаковали трамваи. Очевидцы утверждали, что возможность самому увидеть полет "дивной птицы" с человеком на борту стоит намного дороже любых денег. 

После приземления  восторженная толпа сопровождала Уточкина до самой гостиницы, без устали награждая аплодисментами. 

Авиатор-велогонщик

Биография  Сергея Уточкина  оказалась такой же витиеватой, как и полеты первых аэропланов. Родился будущий авиатор в Одессе 12 июля 1876 года в семье купца и строительного подрядчика Исая Уточкина. Рано осиротевшего Сергея вместе с братьями Николаем и Леонидом воспитывали родственники отца. Некоторое время Сергей жил в семье преподавателя Ришельевской гимназии Краузе. В этой семье  он стал невольным свидетелем кровавой драмы. Краузе повесился, а его жена, обнаружив тело мужа, лишилась рассудка и зарезала детей. Маленький Сережа в ужасе убежал из дома Краузе и  несколько дней родственники искали его по всей Одессе. 

Чтобы сгладить последствия душевной травмы, опекуны решили отвезти мальчика в Крым. Именно там Сергей впервые задумался об умении летать. На эти мысли его навели крылья водяной мельницы, рядом с которой они с кузиной прогуливались.  После первой же попытки взлететь неудачливый авиатор упал на землю. Зато во второй раз мальчик вцепился в деревянные брусья, и ему удалось сделать несколько кругов. 

В юности Уточкин умудрялся заниматься несколькими, на первый взгляд, несовместимыми, видами спорта. Сергей одновременно увлекся  плаванием, фехтованием, боксом и бегом. Также стал одним из первых, кто оценил новомодный вид спорта - футбол, попавший в Россию из Туманного Альбиона. Занимался даже классической борьбой и никому в то время неизвестным джиу-джитсу.  Подарок очередного опекуна – подержанный велосипед марки "Диана" Сергей посредством упорных тренировок превратил в… средство для участия в чемпионате Одессы по велогонкам. Удивительно, но соревнования Уточкин выиграл даже не смотря на то, что его велосипед был вовсе не гоночным. Позже он даже вышел на международную арену и завоевал Большой приз на соревнованиях в Лиссабоне. 

Прерванный полет

Окончательно предпочтения Сергея Уточкина среди экстремальных видов спорта утвердились в 1902 году, когда в Одессу на гастроли приехал воздухоплаватель Юзеф Древницкий. За 20 рублей будущий покоритель воздуха совершил полет на воздушном шаре. И "загорелся" новой идеей – построить собственный аэроплан. Интересно, что пробные полеты Уточкин совершал с помощью велосипеда, автомобиля и все того же воздушного шара. В 1907 году авиатор провел в Одессе первый собственный полет на воздушном шаре. Затем со своим аэростатом отправился в Египет, чтобы совершить полет над пирамидами и пустыней Сахарой.

Памятник С. Уточкину в Одессе возле кинотеатра, открытого его братьями Николаем и Леонидом

В 1908 году Сергей Уточкин уехал в Париж  изучать строительство аэропланов. По возвращениии на родину, авиатор занялся созданием собственного летательного аппарата. К тому времени покровительство воздухоплаванию вошло в моду среди обеспеченной одесской публики. Благодаря финансированию барона Ксидиаса в Одессу доставили первый в Российской империи аэроплан "Фарман-4". Его первым пилотом стал Михаил Ефимов. Несмотря на тщательную подготовку, полет оказался неудачным. Спустя неделю Уточкин выпросил у барона Ксидиаса разрешение на испытание аэроплана и взлетел без подготовки. 31 марта 1910 года в Одессе на беговом ипподроме состоялся экзаменационный полет Уточкина на звание пилота-авиатора. Члены комитета Одесского аэроклуба предложили авиатору выполнить "восьмерку". Поднявшись на высоту 15 сажен (около 35 метров), он сделал крутой поворот и продержался в воздухе три минуты. Уточкин выполнил все условия подъема, полета и спуска и получил от Одесского аэроклуба грамоту на звание "пилота-авиатора". Однако свидетельства международного образца имел право выдавать только Императорский Всероссийский аэроклуб. Потому еще долго велась переписка одесситов с чиновниками из Петербурга, прежде чем Уточкин получил международное пилотское свидетельство. 

Карьера Сергея Уточкина развивалась вполне удачно вплоть до 1913 года. Неприятности начались с ухода жены авиатора к одному из одесский промышленников. Душевная травма повлекла за собой неудачи в воздухе. Год закончился для Уточкина крайне печально: его направили на лечение в психиатрическую клинику, где он пристрастился к кокаину. Позже авиатора стали преследовать галлюцинации, в которых сам император приглашал его в Петербург для организации авиационных шоу. Несмотря на протесты родных и друзей, Уточкин уехал в Петербург и начал добиваться аудиенции у царя. Естественно, его вновь признали сумасшедшим и направили в психиатрическую лечебницу.  Следующие 3 года прошли в безуспешных попытках исцелиться и вернуться к любимому делу. Умер Сергей Уточкин в Петербурге в феврале 1916 года в больнице для бедных. Официальной причиной смерти значилось воспаление легких. Его похоронили с воинскими почестями на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Авиация как транспорт и средство борьбы с мухами

Сергею Уточкину удалось разжечь интерес к воздухоплаванию среди екатеринославской публики. Стараниями энтузиастов из кружка воздухоплавания при Горном училище проводились регулярные полеты планеров около Феодосийских казарм (сейчас – низ проспекта Гагарина возле общежитий Юридического университета). В городе появились даже смельчаки, которые пытались взлететь почти без использования каких-либо технических средств. Так, летом 1916 года некий Александр Фунтик слетал с дерева на машущих крыльях, паря в воздухе на расстоянии до 20 метров. 

В феврале 1918 года пилот Туренко впервые в городе решил поставить воздухоплавание на "коммерческую основу". Предприимчивый авиатор разместил в городе объявление следующего содержания: "Всех, кто желает отправить почту в Одессу, милости просим в гостиницу "Астория". Стоимость перевозки 4 рубля". По сути, это был первый почтовый авиарейс в России. 

В 1923 году авиацию уже использовали для проведения авиахимработ по уничтожению гессенской мухи. 

Спустя несколько лет в Екатеринославе уже открылся авиационный музей. Он находился в здании по  улице Московской, 6. Его центральным экспонатом был самолет "Лебедь". Музей просуществовал до Великой Отечественной войны.