Откровения водителя маршрутного такси о работе, оплате и войнах

Работа водителя тяжелая и неблагодарная. Фото: i1.ytimg.com

Работа водителя тяжелая и неблагодарная. Фото: i1.ytimg.com

Люди города
07 августа 2013 16:30

Водитель маршрутки анонимно рассказал об опасностях поездки, рабочем дне, "тяжелых" пассажирах  и своей зарплате.

О приеме на работу

"Если обратить внимание на внешность водителей маршруток, то поймешь, что работают тут люди в возрасте "от пионеров до пенсионеров". Чтобы тебя взяли на работу, достаточно медицинской справки и прав категории D. Причем, если в советские времена, обучившись вождению на легковом и грузовом автомобилях, водитель должен был несколько лет отработать "на грузовике", прежде чем он получал разрешение возить пассажиров, то сейчас за рулем маршруток зачастую сидят пацаны практически без опыта работы, умеющие давить "на гашетку", но понятия не имеющие об устройстве машины. Они любят лихачить, могут ездить не "под алкоголем", но после бурной вечеринки. Проблем с такими не оберешься.

В нашем городе перевозкой пассажиров на городских маршрутах занимаются частники. Далеко не все из них спешат оформить на работу водителя официально и платить за него налоги и взносы во все фонды. Проще выдать доверенность на право управления микроавтобусом, и поставить "на маршрут". Плохо будет работать – доверенность изымается, и прощай безо всякой волокиты с оформлением и записями в трудовой книжке. Конечно, за это наказывают. Но слухи о проверках распространяются молниеносно. Нарушители трудового законодательства тихо переждут ее в уединенном дворе, и опять начнут работу.

Что же касается медицинского осмотра перед началом работы, то он часто производится формально. Главное – чтобы "не несло перегаром". А на измерение давления и прочее зачастую не хватает времени. О регулярной проверке на наркотическое опьянение не может идти и речи. Для этого у медсестер, работающих при автопарках, нет специальных приборов.

О маршрутах и рабочем дне

Маршрут стараешься выбрать поближе к дому. Все-таки вставать приходится рано. Иногда в 5.30 нужно уже быть "на линии". Хорошо, если хозяин разрешит оставлять машину на автостоянке вблизи дома. Еще лучше жить неподалеку от гаража.

Маршруты есть "выгодные" и "невыгодные". Лучше всего работать на "красной линии", не заезжая в отдаленные районы. Тут пассажиров всегда хватает. Если же дело идет о далньих и спальных районах, то тут стараешься как можно больше заработать во время рабочей перевозки. Набираешь пассажиров столько, что, как говорится, "из окон жопы торчат". В остальное время катаешься "полупустым", и зря тратишь топливо. Официально мы должны работать по установленном графику, заканчивая работу около 23.00. В реальности после 21.00 "на линии" машин практически не остается. Везти "к черту на кулички" одного-двух пассажиров – "нема дурных".

График работы водитель выбирает сам по согласованию с хозяином.  Как правило, он продолжается 12-16 часов в сутки. Понятно, что устаешь нечеловечески – не успел поставить машину, прийти домой, помыться, поесть и лечь спать, как уже нужно вставать и бежать брать машину. По правилам техники безопасности работать маршрутчики обязаны с напарником по сменам. В реальности работаешь один. Перерыва на обед нет. На "конечной" иногда позволяется задержаться, чтобы перекусить и выпить кофе. Извините за интимные подробности, но настоящей проблемой маршрутчиков является туалет. Есть это необходимое заведение далеко не на всех местах "отстоя". Так что постоянно приходится искать кустики или проситься в ближайший магазин.

После 7-8 дней такого работы, я беру дня три выходных, чтобы отоспаться и сделать кое-какую работу по дому. Летом нередки случаи, когда вместо выходных хозяин заставляет тебя везти людей на отдых на море. Конечно, это дополнительный заработок. Но две недели без отдыха выдержать очень тяжело. Можете представить, в каком состоянии я вожу людей "на моря".

Об оплате

Если работаешь нелегально, то ни о какой официальной зарплате и стаже работы речь не идет. Отдал хозяину план (в моем случае это 450 гривень в день), заправился (у меня это 400 -450 гривень в день), остальное твое. Штрафы за нарушение правил дорожного движения оплачиваешь, естественно, тоже "из своего кармана". Оплату проезда с пассажиров берешь сам. Кондуктора брать невыгодно. Даже если он и есть, то это, как правило, кто-то из родственников водителя.  В итоге в день получается от 100 до 350 гривень.  Бывали случаи полной невезухи, когда домой приносил "полтинник". Вот и приходится одной рукой руль держать, второй с пассажирами рассчитываться, в зеркало смотреть, чтобы "зайца" не пропустить, и по телефону с коллегами по работе общаться: в смысле где и кто сейчас находится, какова обстановка на дороге, нет ли ГАИшников и кто из конкурентов успел взять "наших" пассажиров.

В сезон отпусков есть возможность подработать, возя людей на отдых к морю. Как я уже говорил, ради этого приходится жертвовать выходными. Но за одну такую поездку гарантировано можно заработать 200- 300 гривень. Почему так мало? Потому, что основную часть стоимости проезда, а это 80 гривень с человека в один конец, получает хозяин.

О помощницах и "дорожных войнах"

На конечных остановках и в местах пресечения нескольких маршрутов, нас ждут "кукушки". Так называется сотрудница, следящая за соблюдением твоего графика движения и движением конкурентов. Она говорит, когда нужно трогаться с коечной остановки, сообщает, кто и когда проехал перед нами, и забрал пассажиров. В этом случае, если никто не выходит, остановку разумнее проехать, опередить конкурента, и взять людей дальше. Война за клиентов идет постоянно. Деньги нужны всем. Поэтому в "часы пик" особенно приходится и перегружать машину,  и "подрезать", и обгонять, рискуя жизнью своей и пассажиров. Особенно бесит, когда в этот момент посреди дороги появляется "русский самоубийца", решивший сократить путь, минуя место пешеходного перехода. Аварийные ситуации во время движения – норма.  Будешь ездить, как положено – останешься без заработка.

О пассажирах

Крепкие нервы для маршрутчиков – штука необходимая. "Раздражающих факторов" масса. Первое – это льготники. В моей маршрутке предусмотрено одно льготное место. Но сколько проклятий услышишь за смену за отказ брать второго, третьего и так далее. "Ты что на горбу везешь! Тебе что жалко!" - ну и так далее. Честно говорю: да, жалко. Потому, что мне семью кормить нужно. А за перевозку бесплатных пассажиров мне бесплатно продукты не выдают.

Раздражают любители потрепаться по мобильному или между собой. Это жутко отвлекает от дороги. Да и неинтересно мне слушать их семейные истории. Есть категория любителей устроить скандал. Повод найдут всегда – резко затормозил, отказался остановиться там, где попросили. Не понимают люди, что на дороге далеко не все зависит от водителя. Если кто-то "подрезал" или какой-то дебил выскочил перед носом на дорогу, я просто вынужден нажать на тормоз, чтобы избежать аварии. Останавливаться я тоже далеко не везде имею право. Вы же не захотите оплачивать за меня штраф.

Не выношу теток с сумками, загораживающими проход в салон. И вообще что за манера у людей давить друг друга у входа, когда сзади полно места! Не переживайте, на вашей остановке выпустят, даже если половине выйти придется.

Пассажиры пьяные – категория особая. Хорошо, если просто тихо дремлют или что-то "варнякают" себе под нос. Хуже, если "воняющая перегаром харя" повисает у тебя над головой и пытается "учить тебя жить". Вежливость помогает не всегда. Порой нужно коротко послать, чтобы дошло, а то и просто пригрозить, что высадишь. В конфликты между пассажирами стараюсь не влазить, пока, как говорится, дело не дошло до "мордобоя". Был случай, когда несколько пьяных подонков на остановке стали избивать водителя. И ведь никто не вступился. Просто стали выходить из машины. Даже милицию не вызвали. А вот мне раз за помощью к "стражам правопорядка" обратиться пришлось. Уж больно мужичок разбушевался, а выходить по-хорошему не захотел".

Источник: krlife.com.ua

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях